Культура черкесогаев, или черкесских армян, представляет удивительный сплав горского этического кодекса и древних армянских традиций христианства. Трудный путь в поисках своего места, полный лишений и переселений, привел к формированию удивительного этноса, продолжающего до сих пор сохранять национальную самоидентификацию и аутентичность.
Название
Черкесогаи — самоназвание ветви армян, переселившейся в среду адыгов Северного Кавказа. Название сформировалось в процессе ассимиляции армянского этноса путем соединения имени черкесов с самоназванием армян hay («хай»). В начале процесса переселения самоназванием выступал этноним «эрмелы», в переводе означающий «армяне». Известны другие наименования этноса:
- закубанские армяне;
- черкесские армяне;
- горские армяне;
- черкесармяне.
Где живут, численность
Наиболее масштабное переселение армян на Кавказ произошло в XV столетии из Крыма. Миграция привела к образованию национальных аулов, среди них:
- В горных районах современной Адыгеи и Краснодарского края: Гяур-Хабль, Шокон, Хатукай, Псехутг, Хаджихабль, Егерухай, Эним.
- В пригородах современного Геленджика: Бзатух, Азатух.
- В районе современной Анапы.
В XIX столетии активная исламизация черкесских территорий привела к притеснениям армян, придерживавшихся христианства. В результате значительная часть черкесогаев переселилась на Закубанские территории, к ним присоединились остававшиеся в Крыму армяне.
Последние заселили город Нахичевань-на-Дону (позднее ставший одним из районов Ростова), отказавшись разделить новую территорию с черкесскими армянами. Из-за этого часть черкесогаев мигрировала в Майкоп, Екатеринодар, Темиргоевский, Карагинский, Белореченский, Усть-Лабинский районы.
Многочисленная группа горских армян в 1839 г. двинулась в устье реки Уруп — левого притока Кубани. Здесь переселенцы образовывают Армянский аул, защищают его с трех сторон глубокими рвами, валом. С четвертой стороны естественной границей выступила река Кубань. В первый год в новое поселение переехало 120 семей, к 1840 г. их число возросло до 400.
В 1848 г. в честь древней столицы армян Армавира аул получил название Армавирского. Через город здесь проложили железную дорогу, активно развивалась торговля, производство, культура, образование. За счет украинских, русских мигрантов быстро росла численность населения. В 1914 г. село получило статус города под названием Армавир, выступающего центром концентрации диаспоры до сегодняшнего дня.
Точная численность черкесогаев неизвестна, по оценкам специалистов, число представителей народности составляет порядка 100 000 человек. Из них большая часть проживает в Майкопе и Армавире. Также представители этноса горских армян проживают в:
- Краснодарском крае;
- Республике Адыгея;
- Карачаево-Черкесии;
- Москве.
Установление точного числа чергесогаев усложняется тем, что многие представители этноса во время переписей относят себя к армянам. Так, численность армян в Краснодарском крае, по официальным данным переписи 2001 г., составляет 275 000 человек, по неофициальным — колеблется от 500 000 до 1 млн человек. Стоит отметить, что армяне, проживающие на Черноморском побережье близ Сочи, Адлера, Туапсе, не имеют отношения к черкесогаям, поскольку появились в регионе позднее с иной волной мигрантов.
Язык
Переселившись в новый регион проживания, армяне переняли черты культуры, быта, языка черкесов, став внешне практически неотличимыми от них. Часть переселенцев сохраняла в семьях знание армянского языка и письменности. Подавляющее большинство горских черкесов в период трехсотлетнего соседства с северо-кавказскими народами полностью переняло адыгский язык. Сформировался особый этнолект, воспринимающийся, как один из диалектов адыгского языка.
История
Отдельные случаи миграции армян на Северный Кавказ известны еще с I столетия до нашей эры, когда в регион пришли, а затем частично осели армянские легионы Тиграна Великого. Первое крупное переселение армян в горную Черкесcию и на Тамань относится к XI-XIII вв. Миграция связана с падением армянского Анийского царства, захваченного Византией.
Эта волна переселения находит подтверждения в местных легендах. В преданиях говорится, что переселенцев горские князья приняли с почестями, дружбу закрепили браками армян с черкесскими девушками. Легенда имеет под собой фактическое обоснование: долгие годы у этноса мужские имена были армянскими, а женские — исключительно адыгскими.
Незначительная часть армян пришла на Северный Кавказ после падения в 1375 г. Киликийского царства. Однако решающее влияние на формирование черкесогайского этноса оказало переселение армян из Крыма. На полуостров представители этноса мигрировали на протяжении всего Средневековья, поскольку территории Армении захватывались турками-сельджуками, монголами. Наиболее крупная армянская диаспора в Крыму образовалась в Феодосии, где составляла 65% населения, приблизительно 45 000 человек.
Причиной покинуть полуостров стал его захват в 1475 г. османами, начавшими притеснять христианское население. Большинство местных армян ушло в Польшу, Молдавию. Часть представителей народа, имевшая продуктивные торговые отношения с черкесами, заручившись их поддержкой, переселилась в горы. Армяне быстро ассимилировались, взяв на себя функцию торговли, нелюбимую адыгами. Это позволило им быстро разбогатеть, занять весомое положение в черкесском обществе. Знатные черкесогайские семьи практиковали обычай аталычества, межнациональные браки с адыгскими знатными родами.
В XIX столетии в регионе повсеместно распространяется ислам, начинаются стычки между вновь обращенными черкесами и горскими армянами. В 1836 г. черкесогаи обращаются за помощью к Российской империи, выдвинув просьбу о переселении в районы, где их национальной и религиозной идентичности ничего не угрожает. Учитывая разыгравшуюся Кавказскую войну, российскому правительству был выгоден подобный исход. В 1839 г. началось масштабное переселение на левобережье Кубани, где основывается национальный аул, позже ставший городом Армавир. В 1842 г. закубанские армяне и другие жители селения принимают российское подданство.
Внешность
Межэтнические браки горских армян и черкесов привели к появлению изменений в типичных проявлениях внешности, свойственных для арменоидного антропологического типа. Черкесогаи относятся к большой европеоидной расе, представляют один из вариантов балкано-кавказской расы. Длительные контакты с адыгским народом привели к определенным сдвигам в сторону понтийского типа внешности. Среди наиболее характерных изменений — высокий рост, прямой нос без горбинки.
Одежда
Мигрировавшие из Крыма армяне в течение первых десятилетий после переселения активно заимствовали черты материальной культуры горцев, включая особенности традиционного костюма. Мужчины стали носить бешметы, черкески, папахи, бурки, особенности кроя и цвета которых идентичны традиционным адыгским. Обувь шили из кожи, сафьяна.
Исторические элементы национального армянского костюма длительное время сохранялись у женщин. Базовый комплект составляли узкие штаны и длинная рубаха светлых оттенков, присборенная в области плеч. Поверх нательной одежды надевали просторную кофту из более плотной ткани темного цвета. Кофта имела складки на груди, застегивалась рядом мелких пуговиц. Замужние женщины обязательно покрывали голову, используя платок из тонкой материи. Праздничные наряды не отличались по крою, однако шились из дорогих материй: шерсти, шелка, парчи.
Жизнь
Мирное сосуществование армян и черкесов во многом объясняется схожестью семейного уклада, традиций, этического кодекса, норм и правил поведения. Традиционной формой семьи выступала патриархальная, где роль главы безоговорочно отдавалась мужчине. Он отвечал за безопасность, честь, достаток, благополучие близких, принимал важные общественные решения, его слово было законом.
Женщина занимала зависимое положение, однако почиталась и уважалась мужем, детьми. При ней считалось неприличным сквернословить, бахвалиться подвигами, выяснять отношения, драться, курить. Для горских армян величайшим позором считалось ударить жену, нанести ей физическую или моральную обиду.
Женщина была главной в доме, заправляла хозяйственными делами, занималась воспитанием детей. Несмотря на то, что женщинам запрещалось есть с мужчинами за общим столом, принимать участие в разговорах, они обладали некоторой властью в серьезных вопросах. Так, известна традиция, что дама могла прекратить любую драку, даже кровную месть, бросив между дерущимися платок.
Практиковались свадьбы по сговору с выплатой калыма. Традиция умыкания носила игровой характер, являясь в некоторых случаях частью свадебной обрядности. Свадьбу играли по христианским канонам, после устраивали застолье в доме мужа. После торжества молодая жена на протяжении нескольких недель не могла показываться посторонним. Существовал обычай избегания свекров и старших родственников мужа. Снимались запреты лишь с появлением 2-3 детей.
Особым уважением в семьях пользовались пожилые люди. Им отдавали лучшие места за столом, не садились раньше них, даже если занимали более высокое положение в обществе. За столом почести отдавались старшим хозяевам дома, несмотря на то, что фактически подготовкой приемов занимались невестки, а обеспечением семьи сыновья.
Известные черкесогаи
Один из самых известных представителей горских армян — первый советский миллионер Артем Тарасов. В 1989 г., возглавляя кооператив «Техника», он получил заработную плату в размере 3 млн руб., полностью заплатив с нее налоги. После Тарасов отметился тем, что сорвал горбачевскую сделку о передаче четырех Курильских островов Японии. В 1996 г. выдвигался на пост президента РФ, однако не был зарегистрирован комиссией.