Чулымцы — коренной северный народ, исчезающий с каждым годом. У них есть национальный язык, но нет письменности, поэтому огромный пласт народной культуры и истории был утерян в годы советской власти. Сегодня энтузиасты возрождают национальное самосознание народа, у которого в лексиконе нет слова «грех».
Название
Название народности произошло от реки Чулым: топоним означает «бегущий снег». Чулымцами проживавшие в долине реки народы стали называть пришедшие в регион русские. Среди других экзоэтнонимов — томские карагасы, чулымские или мелецкие татары.
Сами же представители народа звали себя «пестын кижилер», что значило «наши люди». Позже появилось самоназвание «июс кижилер» — «чулымские люди». С началом колонизации народ обязали платить дань — ясак, поэтому сами они стали называть себя «ясачными» или «ясашными»: это название в пренебрежительной форме соседние народы употребляют до сих пор.
Где живут, численность
Чулымцы — самый малочисленный тюркский народ: по данным переписи 2010 года, к этой нации причислили себя лишь 355 человек. В конце XIX века цифра была в полтора десятка раз больше: 4825 человек. С приходом советской власти чулымцев причислили к хакасам и запретили записывать истинную национальность в паспорт. Значительная часть населения ассимилировалась с русским и хакасским народами, забыв корни. Впервые возможность указать при переписи настоящую этническую принадлежность народ получил в 2002 году. По результатам выделились две крупных чулымских общины:
- Село Тегульдет Тегульдетского района Томской области — 250 человек.
- Деревня Пасечное Тюхтетского района Красноярского края — 115 человек.
Чулымцы входят в число малочисленных коренных народов РФ, что позволяет им получать льготы, возрождать традиционные занятия и народные промыслы, поддерживать национальное самосознание.
Язык
Письменного языка у чулымцев не существует: лишь разрозненные диалекты, которые практически утрачены. В 2002 году устным языком владели 113 человек, в 2010 — 44 человека. Энтузиасты и ученые из местных университетов пытаются составить алфавит и словарь, но официально изыскания не закреплены.
Коренные жители и местная епархия начали перевод Священного Писания на чулымский язык: закончено Евангелие от Марка. Интересно, что в чулымском языке нет слов «грех» и «пустыня», поэтому их пришлось заменить синонимами.
История
Предками чулымцев были тюркские племена, заселившие регион в XII-XIII веках. Они двигались вниз по притокам Чулыма, вдоль Кии, ассимилируясь с местными племенами кетов и селькупов. Генетика показывает, что племена взаимодействовали с северными народами, представителями монгольской расы, сибирскими татарами.
Народы сосуществовали мирно, есть сведения о набегах на них енисейских киргизов, от которых чулымцы укрывались в тайге. В XVII столетии регион включили в состав Российского государства: был установлен ясак, взята под контроль система управления. В советские годы народность территориально разделили искусственными границами областей, что привело к ускорению процесса ассимиляции.
Одежда
Повседневный наряд чулымцев обоих полов — просторные штаны и рубаха, сшитые из домотканых или покупных материй. По праздникам мужчины дополняли костюм халатами, а женщины — платьями туникообразного кроя, невысокими шапками из красного бархата с атласными лентами. Зимой мужчины носили тулупы из оленьих или лосиных шкур, женщины — шубы из лисиц или белок. На ноги надевали унты, кожаные сапоги, летом предпочитали ходить босыми.
Семейный уклад
Традиционно у чулымцев господствовал патриархальный уклад. В средневековье селились родовыми патронимическими общинами, носившими одну фамилию и состоявшими из 10-30 дворов. С XVIII века главенствующую роль приобретает малая семья, состоящая из 2-3 поколений.
Женщины имели с мужчинами равные права. Их не обижали, уважали их мнение и роль хранительницы домашнего очага. На это повлияли древние традиции почитания женщины и ее сакральной роли. Такие верования бытовали у северных народов, с которыми у чулымцев прослеживаются параллели в истории, культуре и генетическом наследии.
Жилище
Поселения чулымцев назывались улусами: летние строили вокруг озер, рек и стариц, где занимались рыбной ловлей, выгоном скота, земледелием. Зимой переносили жилища в лес, поближе к местам охотничьего промысла. С XVIII века все население становится оседлым, расположившись вдоль берегов Чулыма.
В древности жили в землянках, называемых «одыг», после в полуземлянках — «кыштаг», отличавшихся крышей пирамидальной формы. Строили многоугольные жилища по типу юрт с крышей из бересты и досок. Временным жилищем служил чум, сложенный из жердей, покрытых рогожей, войлоком или берестой. В центре был открытый очаг для отопления, использовалась низкая крытая печь для приготовления пищи. После колонизации повсеместно распространилась срубная русская изба.
Жизнь
Основные занятия чулымцев до прихода русских — охота и рыбная ловля. Охотились на лосей, медведей, волков, соболей, белок, оленей: их шкуры выделывали и, наряду с мехом, использовали для пошива одежды. Позже пушной промысел приобрел социальное значение: шкурами платили ясак, торговали.
Особе значение имела рыбная ловля. Ловили стерлядь, щуку, язя, ельца: это была основная пища чулымцев в летнее время, на зиму ее заготавливали впрок. Ловили сетями, силками, удочками, острогами, неводами. В обиходе были лодки-обласки из мягких пород дерева. Соревнования по плаванию на обласках до сих пор проводятся на народных чулымских гуляньях.
По земле передвигались на телегах, запряженных конями, зимой — на лыжах: простых или камусных. Вещи и добычу перевозили на ручных нартах, покрытых камусом. Земледелие было развито слабо: выращивали в небольших количествах просо и ячмень, труд был ручным. С приходом русских начали сеять пшеницу, овес, рожь, заниматься огородничеством. Разводили крупный рогатый скот — коров и лошадей, занимались пчеловодством.
Подсобную роль играло собирательство дикоросов: грибов, ягод, съедобных кореньев, черемуховой сарги, бересты, талого лыка. Рвали крапиву и коноплю: из них изготавливали нитки, плели веревки, делали ткань. Традиционный народный промысел — обработка дерева: делали мебель, домашнюю утварь, орудия труда.
Религия
В XVII столетии, с приходом в регион русских, началась повсеместная христианизация, которой руководил митрополит Филофей Лещинский. Православие чулымцы принимали неохотно. Сохранилась версия, что жителей целых деревень насильно загоняли в Чулым, а после выдавали кресты. К концу XVIII столетия большая часть народности официально приняла православие, но оно тесно переплеталось с традиционными верованиями.
В связи с отсутствием письменности сохранились лишь отдаленные представления о религии чулымского народа, которую можно охарактеризовать, как анимистический пантеизм. Люди верили в силы природы и обожествляли их, особо почитали священную землю «изык». Поклонялись изображениям идолов «онгонов», имели тотемы, которые хранили в амбарах и сараях. У женщин талисманами были птицы, часто вороны, у мужчин — шкурки пушных зверей, обычно белок.
Развит был культ предков, почитание духов:
- родовых
- личных
- священных
- покровителей сил природы
- покровителей промыслов
Молились в священных рощах с участием шамана. Под его руководством совершались обряды с жертвоприношениями, после которых мужчины развешивали на сакральные деревья шкурки зверей, а женщины — цветные ленты. Традиционными шаманскими атрибутами были ложка для кормления духов, погремушка, высокие сапоги, платок и бусы белого цвета.
Традиции
Свадебные традиции впитали в себя черты христианской и дохристианской культур. Сватовство начиналось с визита родных жениха в дом выбранной девушки. Сват приносил трубку, которую предлагал выкурить родителям будущей невесты. Если те соглашались — свадьбе быть.
После обсуждали размер калыма и назначали день торжества. В день праздника ехали в церковь на венчание, а после устраивали праздник, на котором присутствовали молодые и их родственники, друзья и знакомые: часто гуляла вся деревня. Вечером новоиспеченные муж и жена удалялись в специально построенную отдельную юрту, а утром шумные гулянья продолжались.
До XX века практиковался обряд умыкания с согласия невесты, он позволял не устраивать пышных торжеств. Несмотря на равноправие полов, случались браки по сговору. Сохранились воспоминания, что девушек насильно вели под венец. Когда их, плачущих, подводили к алтарю, родные жениха отшучивались, что невеста плачет от счастья, что выходит замуж.
Похоронные традиции практически не сохранились, последние столетия придерживаются христианских обычаев. На обнаруженном Балагачевском могильнике влиятельной Благачевской княгини из чулымского народа можно проследить пример захоронения XVII века. В нем найдены золотые и серебряные монеты и Нюрнбергские счетные жетоны XVII столетия.
Это соответствует традиции помещать с усопшим предметы, которыми он пользовался при жизни. Обычно это были ножи, топоры, колчаны со стрелами, каменные курительные трубки, обувь, тесаки. Умершего клали на обожженную землю на подстилку из бересты головой на юг, юго-восток или восток. Вокруг сооружали каркас из дерева, а сверху насыпали земляной курган. После устраивали обряд поминовения, тризну, разжигали костры и прыгали через них.