Чуванцы — малочисленная коренная народность Дальнего Востока, Сибири. Первые упоминания о них в русских источниках приходятся на 17 век, где чуванцы упоминаются как одна из юкагирских народностей. Принимали участие в военных походах вместе с казаками против коряков и чукчей в период с конца 17 по начало 18 веков, что способствовало сближению с русскими. В конце 17 века 10% чуванских женщин стали женами или рабынями промышленных людей, казаков. В 1740-1750-х годах стойбища чуванцев и юкагиров подверглись нападениям чукчей, большая группа, состоящая из чуванцев, переселилась в Анадырский острог, когда в 1770 году он упразднился, перешла в Гижигу. В конце 18 века столкновения с чукчами значительно уменьшились, что позволило народу снова вернуться в Анадырь. В конце 19 века являлись одним из пяти обществ Анадырской округи. В мире проживает около 1 300 чуванцев. Народ одним из первых среди всех юкагирских родов был обложен ясаком.
В начале 19 века чуванцы поделились на две этнографические группы:
- кочевые, или оленные, по культуре близки с оленными чукчами, коряками;
- оседлые, их еще называют анадырцами, марковцами. Основная часть обрусевшая.
В первые годы советской власти оседлых чуванцев-марковцев стали называть камчадалами, чуванцами называли только кочевых. До 1989 года народность в переписях не учитывалась, представителей причисляли к чукчам, русским. Современные группы оседлых и кочевых чуванцев смешались с соседними народами и между собой, но продолжают сохранять свои культурные особенности.
Где живут
Проживает народ на Чукотке в районе Шелагского мыса, бассейнах среднего и нижнего течения Паляваама, верховьях Малого и Большого Анюя, Чауна, Амгуэмы, Магаданской области, Чукотском АО. Небольшое количество живет на территории Украины.
Название
Сам народ называет себя анадырцами, марковцами, анадырщиками. Этноним «чуванцы» произошел от юкагирского «чаунджи», что переводится как «береговые, приморские жители». В 1920-е годы народ начали называть «камчадалами», этноним «чуванцы» применялся только к кочевым представителям. Другие наименования народности «эталь», «этэль», «юкагир».
Язык
Раньше говорили на чуванском языке, который сегодня читается мертвым, так как полностью исчез. Он относился к юкагирской семье, был распространен в низовьях реки Анадырь. Кочевые чуванцы перешли на чукотский, оседлые говорят на марковском диалекте русского языка.
Религия
По сей день народ исповедует православие. Огромное влияние на духовную культуру, социальные отношения чуванцев оказали русские. Они начали отмечать церковные праздники, в домах появились иконы, религиозные книги. Кочевые до сих пор сохраняют преимущественно традиционные верования, анимистический пантеизм, шаманскую обрядность. Православие их мало затронуло. До принятия православия, народ мастерил зооморфные, антропоморфные фигурки из дерева, кости, кожи, делали камни для гадания, похожие с корякскими аняпелями.
В 1883 году в поселке Марково была открыта первая приходская церковь на Чукотке. Построили ее на средства православной миссии. Учителем в церкви работал А. Дьячков — один из первых представителей чуванской интеллигенции. Кроме того, он является автором работы по этнографии и истории Анадырского края.
Еда
Основу питания чуванцев составляло мясо оленя, рыба. В лесу собирали различные коренья, травы, ягоды. Рыбу квасили в ямах, солили, заготавливали юколу. Красную рыбу вялили в больших количествах, заготавливали впрок для себя и собак. На праздники пекли пироги, хлеб. Из напитков употребляли брагу (бурдук), пили в большом количестве чай. Кочевые ели в основном оленину.
Когда улов рыбы удавался плохим, чуванцы голодали, погибало большое количество собак. Тогда к оседлым на помощь приходили оленеводы, которые безвозмездно снабжали их оленьим мясом.
Внешность
Оседлые чуванцы носили одежду, схожую с национальным костюмом русских, у кочевых она была схожа с чукотской. Зимой надевали меховую двойную кухлянку, двойные меховые штаны, летом носили камлейку, пошитую из ткани, ровдуги. Сапоги «торбаса» и «сары» с мягкими подошвами шили из ровдуги, кожи нерпы, камусов.
Жизнь
Народ жил неразделенными, многопоколенными патриархальными семьями, они делились на патрилинейные роды, которые возглавляли князьцы или тойоны. Если у женщины умирал муж, она с детьми нередко объединялась в общие семьи для совместного ведения хозяйства. При этом оставалась жить в отдельном доме.
Основной деятельностью народа было оленеводство, рыболовство, собирательство. Охотились на дикого оленя, еще до прихода русских занимались посредничеством, меновой торговлей с чукчами, населением Охотского побережья. На охоту ездили на каяках — долбленых лодках. Охотились с помощью специальных пик (колюг), занимались пушной охотой. Одним из занятий кочевых чуванцев было крупнотабунное оленеводство.
С 19 века оседлые чуванцы занимались юкагирским типом хозяйства, в которое, помимо описанных выше промыслов, входило разведение ездовых собак. Весной ловили горбушу, чира, востряка. В июне семьями перекочевывали на лодках карбасах на летники, где ждали ход красной рыбы. Ловили ее с помощью сетей, удочек, неводов, сачков. Так как неводов у народа было мало, объединялись в артели. Они состояли из владельца невода и пайщиков, которыми были не только мужчины, но и женщины. Улов хранили в амбарах — маленьких свайных срубах с двускатными крышами.
На оленя охотились на плавях. Осенью вооружившись пиколюгами, на одноместных долбленых лодках ходили на охоту. Мясо складывали в мешки и сушили, из шкур делали ровдугу. С помощью капканов и ружья охотились на пушного зверя: белку, зайца, песца, лисицу, волка.
Основным средством передвижения оседлых чуванцев, помимо лодок, были легкие санки из березы, запряженные собаками. В одной упряжке обычно было от 8 до 12 собак, запряженных попарно. Летом собак отпускали добывать себе пищу самостоятельно, зимой готовили для них похлебку из муки с рыбой, давали юколу. В начале 1930-х годов в поселке Марково было до 300 собак, из которых 260 были ездовыми. Полностью упряжное собаководство исчезло в поселке в 1980 году.
Сегодня чуванцы работают с эвенами и чукчами в оленеводческих хозяйствах, занимаются традиционными промыслами, ловят и перерабатывают рыбу. Многие разводят скот, занимаются огородничеством.
Жилище
Оседлые проживали в совместных с юкагирами и русскими старожилами селениях, в срубных домах без потолка с плоской крышей. Полы в жилищах были земляные, их застилали оленьими шкурами, в жилищах делали очаг (чувал) из жердей, обмазанных глиной, им отапливали дом. Вместо стекол на окна ставили скобленые шкуры оленей, кишки кита, которые покупали у чукчей. В морозы к окнам примораживали льдины в форме квадрата, это помогало сохранить тепло в доме. Спали на кроватях из дерева (урунах), нарах, лавках, стелили на полу перины, использовали подушки, укрывались одеялами из заячьего меха. У некоторых были в хозяйствах бани. Летом на ход красной рыбы уходили на летники около рыбных тоней, где жили в балаганах — юртах якутского типа.
Кочевые жили в ярангах, переносных чумах конической формы, конических жилищах, остов которых делали из жердей. Покрывали их дерном и корой.
Культура
У оседлых и кочевых чуванцев был распространен охотничий фольклор, в котором совмещались два вида сюжета:
- фантастический
- действительный
У современных потомков народа сохранились сказки, песни, русские старинные былины. У камчатских казаков в 19 веке чуванцы заимствовали драматическую игру «Лодка». Из музыкальных инструментов использовали балалайку, гармонь. Во время отдыха играли в мяч из оленьих шкур, лапту. В фольклоре кочевых чуванцев присутствует ярко выраженное влияние чукчей, юкагиров, коряков.
Традиции
С приходом православия и русских чуванцы начали справлять свадьбы по русским обычаям. Перед праздником жених устраивал дома мальчишник, невеста у себя собирала девичник. Перед свадьбой брачующиеся дарили другу другу подарки. Обычно жених преподносил невесте свадебную одежду.
Покойных хоронили по-православному, но мужчине в гроб клали спиртное, табак, женщине — орудия для рукоделия. Раньше народ отмечал сезонные праздники, которые были связаны с хозяйственным оленеводческим циклом. Празднования сопровождались анимистическими ритуалами, жертвоприношениями, забоем оленей. Было распространено гадание на оленьей лопатке, зооморфных, антропоморфных фигурках.