Гагаузы — один из самых загадочных народов мира, поскольку вопрос его происхождения до сих пор остается открытым. В культуре гагаузов соединились христианские и языческие верования. Уходящий корнями в древность культ почитания волка сохраняется до сих пор: на флаге Гагаузии 1990 года изображена волчья голова, символизирующая независимость, собственный путь и духовную связь с предками.
Название
Существует ряд версий, объясняющих происхождение названия народа. Достоверность того или иного варианта точно установить нельзя, поскольку каждый из них связан с историей происхождения народа, остающейся тайной до сих пор.
- Согласно популярной у гагаузов версии, этноним образовался от слияния слов «гага» — клюв или нос, и «уз» — прямой. Объяснение названия говорит, что сколько клюв не гни, он останется прямым, так же и гагаузы идут по своему пути.
- Второе распространенное предположения появления названия связано с версией происхождения гагаузов от племени огузов. Согласно этой теории, этноним произошел от тюркского выражения «гёк-огуз», что значит «синие, небесные огузы».
Где живут
Первые достоверные сведения свидетельствуют о расселении гагаузов на территории Балканского полуострова, на территории современных Румынии и Болгарии, в историческом регионе Добруджа. В конце XVIII — первой половине XIX веков, в связи с непрекращающейся войной между Османской и Российской империями на территории Балкан, а также царящей на Балканском полуострове анархией, начался процесс миграции гагаузов.
В этот период российские власти предложили жителям региона переселиться на необжитые территории Бессарабии: исторической области между реками Дунай, Днестр, Прут и Черным морем, располагавшейся на юго-востоке Европы. Сегодня территории разделены между двумя государствами:
- В Молдавии — город Бендеры и окрестности.
- На Украине — Черновицкая, Одесская области.
Историческая территория проживания гагаузов на Балканском полуострове разделена между Румынией и Болгарией. Оставшиеся в регионе представители народности довольно быстро ассимилировались, в большинстве утратив национальную самоидентификацию.
Численность
Численность гагаузов в мире составляет порядка 250 000 человек. Большая часть, согласно информации 2004 г., проживает в Молдавии — 147 500 человек. Среди них:
- Гагаузия — 127 800 чел.;
- Кишинев — 6 400 чел.;
- Приднестровье — 4 100 чел.;
- Кагульский р-он — 3 600 чел.;
- Тараклийский р-он — 3 500 чел.;
- Бессарабский р-он — 2 200 чел.
Значительное число гагаузов проживает на территориях других государств:
- Украина — 31 900 чел., по информации переписи 2001 г. (из них 27 600 чел. — в Одесской обл.);
- Россия — 13 700 чел., по данным переписи 2010 г. (Тюменская обл., ХМАО, ЯНАО, Московская обл., Москва);
- Турция — 5 000-15 000 чел.;
- Греция — 3 000 чел.;
- Болгария — 540 чел., по информации переписи 2001 г., по неофициальным данным, до 10 000;
- Румыния — 1 200-3 000 чел.;
- Казахстан — 1 000 чел.;
Незначительные диаспоры и отдельные представители народности живут в Канаде, Бразилии, США, Грузии, Эстонии, Туркмении, Латвии, Белоруссии, Узбекистане.
Язык
Гагаузский язык относят к числу тюркских, причисляется к огузской группе. Гагаузский похож на турецкий язык, имеет сходство с крымско-татарским. Семантика, грамматика, лексика имеют значительные отличия. Важным выступает факт заимствования в гагаузском ряда элементов других тюркоязычных народов. Яркий пример сближения с тувинским языком — использование двойной гласной вместо типично турецкого звука ğ.
История
Тайна происхождения гагаузов до сегодняшнего дня продолжает волновать исследователей по всему миру. На сегодняшний день насчитывается более двадцати версий. Наиболее популярными являются следующие:
- Гагаузы — коренное население Балкан, выделившееся в результате принятия христианства и заимствования тюркского языка от ассимилировавшего его в древности неизвестного кочевого племени.
- Гагаузы произошли от тюркоязычных булгар, мигрировавших на Балканы с Волги в VII столетии и три века спустя принявших христианство.
- Народ выделился в результате отуречивания болгар.
- Народ ведет историю с XIII столетия, когда в Добруджу переселились турки-сельджуки, основавшие Огузскую державу совместно с половцами.
- Гагаузы — потомки древних тюркоязычных народов, предположительно огузов, живших в степях Монголии и Центральной Азии до XI столетия.
Первые достоверные упоминания народности относятся к XIX столетию, когда по предложению Российской империи гагаузы переселились в Бессарабию. Миграционные процессы происходили на протяжении столетия, с 1812 г. по 1917 г. В связи с революционными движениями в России, в 1906 г. народ провозгласил независимую Комратскую республику. Центр находился в городе Комрат, нынешней столице Автономно-территориального объединения в составе Молдавии Гагау́зия, или Гагау́з Ери́. Восстание быстро подавили царские власти: продержалось объединение 5 дней.
После революции Бессарабию объединили с Румынией. В 1940-1941 гг. историческая область вновь отходит СССР на основании знаменитого пакта Молотова-Риббентропа. Тогда же сформирована Молдавская ССР.
19 августа 1990 г. провозглашена независимая Гагаузская Республика в составе СССР. Молдавские власти направили в регион милицию и волонтеров с целью подавления инициативы. От гражданской войны население спасло появление советской армии, на протяжении следующих четырех лет Республика Гагаузия находилась в статусе непризнанного государства. В 1994-1995 гг. путем переговоров с властями Молдавии удалось добиться соглашения об интеграции территорий в состав Молдавии: регион приобрел статус автономного образования.
Внешность
Внешне гагаузы похожи на соседские народы: болгар, молдаван, румын, глобально относятся к европеоидной расе. Анализ особенностей внешности показывает, что гагаузы занимают срединное положение среди перечисленных народов, вобрав ряд отличительных характеристик каждого. В среде гагаузов встречаются разные типы внешности, сближающие представителей этноса с тюркскими или балканскими народами. Генетически гагаузы обнаруживают наибольшее сходство с болгарами, турками, македонцами и сербами.
К отличительным особенностям внешности относят:
- рост средний, выше среднего;
- широкое лицо средней высоты;
- уплощенность верхней части лица;
- серые, светло-карие глаза;
- темные, русые волосы;
- сильный рост волос на теле и лице;
- профиль носа — прямой или выпуклый;
- средней высоты, высокое переносье.
Одежда
Традиционный повседневный женский костюм — длиннополая просторная рубаха. Поверх надевали платье без рукавов летом, с рукавами зимой. Дополняли наряд передником, вокруг талии повязывали пояс красного цвета. Голову покрывали белым платком, поверх крепили платок большего размера черного цвета. Зимой носили платье с рукавами, поверх надевали кофту из сукна и безрукавку из овчины. Обязательный элемент любого наряда — лифт, нагрудное украшение из золотых монет. Чем богаче семья женщины, тем больше лифтов она носила.
Повседневный мужской наряд — просторные штаны и рубаха, подпоясанная красным кушаком. Летом в качестве головного убора служила короткополая шляпа из сукна, зимой — меховой колпак. Для тепла на выпасе скота надевали штаны из овчины мехом внутрь, укороченную куртку, украшенную строчкой черного или красного цвета.
Семейный уклад
Гагаузы жили патриархальной семьей, главой которой безоговорочно выступал мужчина. Женщины находились в зависимом положении, решающее слово мужчины имели не только в общественных, но и в домашних делах. Женщины должны были следовать во время прогулок в нескольких шагах позади мужа, уступать на улицах дорогу лицам мужского пола старше семи лет. Во время застолий мужчины и женщины сидели отдельно, женщинам запрещалось вмешиваться в общий разговор, давать мужу советы наедине и при гостях. Своеобразное почтение мужа к жене заключалось в том, что при ней ему запрещалось ругаться матом, отпускать скабрезные замечания.
Физическое насилие не только не запрещалось, но и поощрялось, если повода не было — били для порядка. Битыми ходили жены и дети, однако нормы порядка обязывали делать это так, чтобы последствий не видели посторонние. Жаловаться на мужа считалось большим грехом и высказыванием неуважения к нему.
Главой семьи выступал старший мужчина — дедушка, если он умирал, в права главного вступал старший сын. Свекровь, обладала властью над невестками. Бабушка играла решающую роль при выборе невесты для внуков: ее слово было важнее родительского. Младший сын оставался жить в доме родителей, после их смерти наследуя его. Другие сыновья строили собственные дома или оставались жить большой семьей в отчем доме.
Наследовать за своими родителями девушки не могли, однако после смерти мужа получали в собственность одну четвертую имущества. Такую же долю получали все дети женского пола, остальное наследство распределялось между сыновьями. Вдова, вступившая в брак, имела в доме больше прав, чем девушка, вышедшая замуж впервые. Это объяснялось как раз тем, что у вдовы после смерти первого мужа была собственность. Разводы с первым мужем строго осуждались, от второго жена могла уйти по своей воле.
Беременность и рождение детей воспринимали, как нечистые процессы. В течение сорока дней после родов женщине запрещалось ступать на землю босыми ногами, чтобы не осквернить ее. По истечении сорока дней после родов молодой матери разрешали выходить из комнаты, сразу же погружали в привычные дела. В связи с тем, что уход за ребенком матерям приходилось совмещать с хозяйственными делами и полевыми работами, наблюдался высокий уровень младенческой смертности. Женщину, вышедшую замуж и вступившую в связь с мужем, также воспринимали нечистой. Например, запрещали ходить на родник за водой, пока не посетит церковь впервые после свадьбы.
Детей с детства воспитывали в строгости, проявление к ним чувств родителями на людях запрещалось. В связи с этим ближайшими людьми для малышей становились дедушка с бабушкой, которым позволялось проявлять ласку. С наступлением подросткового возраста дети могли свободно общаться с матерью, просить у нее совета. Отец не общался по душам с детьми до момента создания ими собственной семьи. В случае, если ребенку надо было обсудить какой-то вопрос с папой, посредником выступала мать.
Со взрослением детей статус невестки в доме менялся. Сразу после прихода в семью мужа девушка теряла собственное имя, ее называли «gelin», что означала «пришлая». Невестка находилась в полном подчинении у родственников супруга, выполняла наиболее сложные хозяйственные дела, работала в поле. Чем старше становились дети, тем более уважаемой становилась их мать.
Религия
Гагаузы исповедуют христианство, смешавшееся в сознании народа с древними языческими верованиями. День святого Николая считался мужским праздником: гагаузы собирались в гостях у именинников и устраивали шумное застолье. В этот день обязательными на столе считались рыбные блюда: заливное и пшеничная каша с рыбой, считавшиеся своеобразным жертвоприношением святому. Накануне мужчины обряжались в женские наряды, обмазывались сажей, ходили по домам. Визиты воспринимались благосклонно: считалось, они приносят удачу. В канун Дня святого Андрея дома оберегали от чертей и нечистых сил, обмазывая косяки чесноком, натирая пахучей приправой руки и лицо.
Особое значение до сих пор занимает культ волка, возможно, некогда бывшего тотемным животным предков гагаузов. Голова животного изображена на первом флаге независимой Гагаузии. Раньше охранительным талисманом считался амулет из волчьего зуба, сегодня многие представители народности носят подвески с изображением священного животного.
С культом волка связан волчий праздник, длившийся целую неделю и выпадавший на конец осени — начало зимы. Он связан с промысловыми особенностями жизни народа: в этот период овец уводили с пастбищ и загоняли в стойла, что привлекало волков ближе к селениям. Чтобы защититься от хищников, в течение недели выполняли особые ритуалы:
- Пекли лепешки, смазанные медом, которые протыкали вилками, имитирующими следы волчих зубов;
- Запрещалось шить, вязать одежду из шерсти. Считалось, если выйти в ней на улицу даже после окончания праздника, волк учует и нападет;
- Запрещалось пользоваться ножами и другими острыми предметами;
- В некоторых селениях женщины замазывали заслонку печи глиной: читалось, так они замазывают волку уши, глаза и пасть, а значит, он не нападет на дом.
Интересно, что со временем волчий праздник влился в христианский календарь: он должен был выпадать на 3 дня перед рождественским постом, и на 3 дня после его начала.
Традиции
У гагаузов существовали следующие варианты вступления в брак:
- Сговором.
- Сбеганием.
- Похищением.
Сбегание и похищение осуждались обществом. Существовали вариации обрядов: похищение с согласия девушки и фиктивное похищение, о котором знали родные молодоженов с обеих сторон. Несмотря на неодобрение обществом подобных способов заключения брака, они позволяли сэкономить на проведении свадебного торжества.
Традиционный способ создания семьи — сговор между родителями. Молодые люди присматривали невест на общественных гуляньях и молодежных посиделках. О сделанном выборе будущий жених сообщал своим родственникам, после чего те проводили «расследование», касавшееся благосостояния семьи, выяснения состояния здоровья предполагаемой невесты.
Если старшее поколение одобряло сделанный выбор, к родителям невесты отправляли сватов, в роли которых выступали красноречивые мужчины и женщины. На сватовство обычно отправлялись поздно вечером или рано утром, чтобы избежать позора в случае отказа. Вопрос о сватовстве обсуждали иносказательно, заводив разговор о продаже индюшонка или другого домашнего животного. С первого раза ответ получали редко, однако в случае положительного решения, приступали к вопросу обсуждения «выкупа» за невесту и размера ее приданого. В качестве подтверждения намерений сватам давали платье девушки: по его меркам сторона мужа шила свадебный наряд. Отказывали сватам тоже деликатно: сообщали, что приданое еще не собрано, или невеста не вошла в нужный возраст.
В день свадьбы в домах молодоженов собирались родственники, отмечавшие торжество по отдельности. К обеду за невестой приезжал свадебный поезд с женихом, его друзьями и родными. Обязательные элементы этого этапа — обрядовые песни-прощания с домом со стороны невесты, а также выкуп женихом приданого. После «кортеж» отправлялся в дом жениха, в него включался обоз с приданым.
В доме жениха устраивали свадебный пир, где присутствовали и молодожены. Считалось, что это последний праздник, на котором от души сможет погулять невеста. Второй день начинался с унизительного для молодой жены обряда. В комнату к молодым заходила родственница со стороны мужа, призванная убедиться в невинности невестки. Под дверью оставался стоять дядя жениха с ружьем и плеткой. Если невинность подтверждалась, окрестности оглашал выстрел. Если невеста имела добрачные связи, плетку передавали мужу, который с ее помощью выбивал из жены признание, кто причастен к ее позору. В случае, когда связь до брака была с нынешним женихом, обоих, вместо лошадей, впрягали в повозку, заставляя совершить круг позора по деревне.
Доказавших свою невинность девушек выводили во двор, где продолжали гулянья и пир. На девушку надевали красное платье, гостям подавали подкрашенную в красный цвет водку. Рубаху, свидетельствовавшую о честности девушки, клали поверх сита и выставляли на всеобщее обозрение. Сегодня унизительные обряды ушли в прошлое, однако сохранился обряд подачи на свадьбах красной водки. Обычно ее разливают по стопкам в конце торжества и продают желающим за деньги — в семейную кассу молодоженов.
Еда
Основу рациона гагаузов составляли молочные, мучные и мясные блюда. Традиционное блюдо — лепешка гезлеме, выпекаемая на сковородке садж, широко распространенной в Турции. Особенность лепешки — начинка, обязательно включающая сыр, обычно брынзу. Распространенный вариант — гезлеме с нууром, творогом из овечьего молока. По желанию добавляются и другие компоненты: зелень, шпинат, яйцо, фарш, картофель. Похожее блюдо — слоеный пирог с творогом кывырма.
Поскольку основным занятием гагаузов было скотоводство, особое разнообразие имеют блюда на основе молока. Внимания заслуживает йуурт — аутентичный кисломолочный продукт, похожий на натуральный йогурт без добавок. Для приготовления молоко кипятили, затем добавляли ложку сметаны, давали скиснуть и выносили на холод. Для обеззараживания в кувшин с заготовкой обязательно кидали серебряную монету.