История названия
Название «Эфиопия» происходит от двух греческих слов: «Эфио», что переводится как «обоженый», и «Пиа», что переводится как «лицо». Все вместе переводится, как «обгоревшее лицо», потому что местный народ очень смуглолицый. Эсхил описал об Эфиопии: «далекая земля черных людей».
Гомер описывал народ Эфиопии, как очень благочестивых людей, которым благоприятствуют боги. Однако эти литературно-исторические сведения об Эфиопии были весьма расплывчатыми.
В конце девятнадцатого века император Менелик II расширил границы страны до тех самых пределов, какими мы знаем их сегодня. В марте 1896 года итальянские войска попытались войти в Эфиопию насильно и были разгромлены армией императора Менелика.
Сражение при Адуа было единственной победой африканской армии над европейской армией во время разделения территорий Африки, которые сохранились независимо от границ страны. Эфиопия является единственной африканской страной, которая никогда не была колонизирована, хотя итальянская оккупация длилась с 1936 года по 1941 год.
В дополнение к очень сильной монархии, чья имперская линия прослеживается от царя Соломона и царицы Савской, эфиопская православная церковь была главной силой в стране. Она очень хорошо сочеталась с политической системой, она способствовала развитию национализма, образованию географического центра в горной местности.
Сочетание церкви и государства было неразрывным союзом, который был сформирован с момента принятия христианства в 333 году. И так продолжалось до 1974 года, когда социалистическое правительство (Дерге), известное своей жестокостью, не начало регулировать нацию вплоть до 1991 года.
Революционно-демократический фронт эфиопских народов победил Дерге, установил демократическое правление, которое в настоящее время является системой правления в Эфиопии.
Последние двадцать пять лет ХХ века были временем восстания и политических волнений, но эти годы представляют собой лишь небольшую часть времени, в течение которого Эфиопия была политически активной. К сожалению, международное положение страны снизилась со времен правления императора Селассие, когда Эфиопия стала единственным африканским членом Лиги Наций, и ее столица, Аддис-Абеба, была домом для международного сообщества.
Военные конфликты, засуха и проблемы со здравоохранением сделали народ Эфиопии одним из беднейших африканских народов в экономическом смысле, но ожесточенная тяга народа к независимости и историческая гордость за людей делает население страны особенным.
Появление нации
Эфиопия была домом для некоторых ранних популяций гоминидов и, возможно, здесь впервые появился человек прямоходящий, здесь он развивался и расширял границы своего государства в Африке, чтобы в дальнейшем будущем заселить Евразию 1,8 млн лет назад.
Наиболее заметной палеоантропологической находкой в стране была "Люси", женщина-австралопитек, точнее ее кости были найдены в 1974 году и называются они «Dinqnesh», что в переводе с эфиопского означает «вы изумительны». Система письма среди значительной части населения восходит по крайней мере к 800 г. до н.э.
Прото-эфиопское письмо было выгравировано и инкрустировано на каменных дощечках, которые были найдены в горной местности, в частности в городе Йеха. Происхождение этой цивилизации является предметом спора.
Традиционная теория утверждает, что иммигранты с Аравийского полуострова поселились на севере Эфиопии, в результате чего с ними переселился их язык и их письмо, прото-эфиопская письменность (или сабей), которая также была обнаружена на восточной стороне Красного моря.
Эта теория о происхождении эфиопской цивилизации ставится под сомнение. Новая теория гласит, что оба побережья Красного моря были единым культурным блоком, и что рост цивилизации в горных районах Эфиопии не был продуктом диффузии и колонизации из южной Аравии, он представлял собой культурный обмен, в котором народ Эфиопии играет жизненную и активную роль.
В течение этого периода времени, водные пути, такие как Красное море, играли значение дорог, в результате чего совершался культурный и экономический обмен. Красное море связывало людей на обоих побережьях, и произошло появление единого культурного блока, который включал в себя Эфиопию и Йемен, которые в течение долгого времени расходились в разных культурах.
В первом веке нашей эры древний город Аксум стал политическим, экономическим и культурным центром в регионе. Аксумиты доминировали в торговых отношениях в Красном море в третьем веке. К четвертому веку они были одними из четырех стран мира, наряду с Римом, Персией и Кушанским царством на севере Индии в вопросе чеканки и оборота золотых монет.
В 333 году император Эзана и его придворные приняли христианство. В том же самом году римский император Константин тоже принимает христианство. Аксумиты и римляне становятся экономическими партнерами, которые контролировали торговлю на Красное море и Средиземное море.
Империя Аксум процветала до шестого века, особенно в период, когда император Калеб завоевал большую часть Аравийского полуострова. Тем не менее, аксумская империя в конце концов стала раскалываться в религиозном плане, потому что на территорию страны стал проникать ислам. В результате этого исторического момента произошла потеря контроля над торговлей в Красном море, а также произошло истощение природных ресурсов в стране, которые поддерживали состояние окружающей среды и жизни населения. Политический центр переместился на юг страны в горы Лалибэлы. Около 1150 года на правление взошла новая династия. Эта династия носила имя Цагве, она не контролировала большую часть северной Эфиопии с 1150 до 1270 года. Монархи династии Цагве утверждали, что свой род они ведут от Моисея, потому что в эфиопской политике было очень важно, чтобы правители были потомками каких-либо известных исторических деятелей.
Династия Цагве не смогла поддерживать национальное единство, поэтому склоки в сфере политического правления привели к снижению авторитета династии. Небольшое христианское царство Шоа на севере страны манеру правления династии Цагве, а также экономические моменты в тринадцатом веке.
Вскоре против династии Цагве случился заговор, и царя, который правил в это время. Правителем страны стал Йеунно Амлак, который убил царя династии Цагве. Новый правитель стал делать большой акцент на единстве нации, и это у него хорошо получалось.
Национальное единство Эфиопии
Большинство историков считают Йекунно Амлака основателем Соломоновой династии. В процессе легитимизации своей власти, император создал литературное направление, которое восхваляло правление царей, оно называлось Кебра Негаст («Слава царей»). В дальнейшем это литературное направление стало рассматривается в качестве национального эпоса.
«Слава царей» представляет собой смесь местных и традиции устного творчества, Ветхого и Нового Заветов, апокрифических текстов, а также и еврейских и мусульманских комментариев. Эпос был написан шестью книжниками, которые написали произведение на арабском языке.
В центре повествования находятся фигуры царя Саламона и царицы Савской, эти образы описаны здесь как исторические деятели, очень многое взято из Библейской Книги Царств. В эфиопской версии царь Соломон и царица Савская родили ребенка, назвали его Менелик (чье имя происходит от древнееврейского «бен-мелех», что означает «сын царя»), который организует еврейскую империю в Эфиопии.
При появлении этой империи Менелик I приносит с собой заветы, которые вместе с ним поддерживают старшие сыновья израильских вельмож. Менелик Первый восходит на престол и становится первым императором Эфиопии, основателем Соломоновой династии.
С данного литературного эпоса национальное единство Эфиопии стало общепризнанным, а эфиопский народ стал считаться богоизбранным. Считается, что монархи Эфиопии произошли от царя Соломона, а эфиопские люди являются потомками сыновей израильских вельмож.
И православная церковь, и монархия способствовали развитию национализма в стране. В эпилоге «Славы царей» христианство пришло в Эфиопию и было принято в качестве законной религии. Таким образом, империя была генеалогически соединена с великими еврейскими королями, но кроме того в Эфиопии признавали учение Иисуса Христа.
Соломонова монархия имела разную степень политического контроля над Эфиопией с момента прихода к власти Йекунно Амлака в 1270 до свержения Хайле Селассие в 1974 году.
Монархия в Эфиопии была сильной централизованной системой правления, но в другие периоды региональные цари усиливали ее мощь все больше. Менелик II сыграл важную роль в поддержании чувства гордости в эфиопском народе, он преподнес страну миру в качестве независимого государства. 1 марта 1896 года Менелик II и его армия разгромили итальянцев на Адве. Независимость, которая возникла в результате этой битвы, во многом способствовала эфиопской националистической гордости в самоуправлении, и многие воспринимают эту битву как победу всей Африки и африканской диаспоры.
Этнические отношения
Традиционно Амхара были доминирующей этнической группой, Тиграи всегда выступали в качестве вторичного народа. Другие этнические группы по-разному реагировали на эту ситуацию. Устойчивость Амхара к господству привели различные сепаратистские движения, особенно в Эритрее и среди народа Оромо.
Эритрея культурно и политически являлась частью горной Эфиопии еще до времен Аксума. Тем не менее, в 1889 году, император Менелик II подписал договор, в котором было прописано, что Эфиопия меняет Эритрею на итальянское оружие, а Эритрея в свою очередь отходит под правление итальянцев. Эритрея стала итальянской колонией и оставалась ею до конца Второй мировой войны.
В 1947 году Италия подписала Договор, в котором отказалась от всех своих колониальных претензий в пользу Франции. Организация Объединенных Наций в 1950 году приняла резолюцию о признании Эритреи в качестве федерации, которая находилась под правлением эфиопской монархии. К 1961 году эритрейские повстанцы начали борьбу за независимость по средствам партизанской войны.
В ноябре 1962 года Хайле Селассие упразднил федерацию и послал свою армию, чтобы подавить сопротивление, насильно подчинить Эритрею против воли ее народа.
Африканские лидеры приняла Постановление Каира в 1964 году, закрепившее старые колониальные границы в качестве основных границ национального государства. По этому договору Эритрея должна была обрести независимость, но из-за международной политической мощи и военных сил Хайле Селассие Эфиопия сохранила контроль.
Эритрейские повстанцы сражались против императора до 1974 года. Эритрейскими Народный фронт освобождения сражался бок о бок с РДФНЭ и вытеснил Дерге в 1991 году, и в это время Эритрея стала независимым национальным государством. Политическая конфронтация продолжается, Эфиопия и Эритрея воевали с июня 1998 по июнь 2000 года на границе между двумя странами, при чем каждая из стран обвиняла другую в нарушении своего суверенитета.
В Эфиопии также существует проблема этнической группы Оромо. Хотя Оромо явлеются самой большой этнической группой в Эфиопии, она никогда в своей истории не имела возможности иметь политическую власть. В период европейского колониализма в Африке, эфиопские горцы предприняли внутриафриканское колониальное предприятие.
Многие этнические группы в нынешнем состоянии Эфиопии, например, Оромо, были подвергнуты этой колонизации. Завоеванные этнические группы принимали условия доминирующих этнических групп ( их национальную культуру). Такая деятельность по отношению к другим этническим группам была незаконной до начала 1970-х годов, которые ознаменовали конец правления Хайле Селассие.
Даже сегодня после того, как этническое федеральное правительство было установлено над всеми этническими группами Эфиопии, народ Оромо все равно не слишком доволен политической ситуацией.