Караимы — уникальный пример в истории, когда религия способна стать прародителем целого народа. Речь идет о немногочисленной группе людей, которые являются последователями караимизма. Близкими народами по отношению к караимам являются евреи и крымские татары. Большинство ученых склонно считать, что караимы — ответвление последователей иудаизма. Однако во многих справочниках они фигурируют именно как народ.
Численность
Суммарно численность караимов не превышает 2 тысяч человек. Большинство живет на Украине, примерно 1200 человек. В остальных странах (Россия, Литва, Казахстан и Польша) живут примерно по 250–350 человек.
История
Одно из первых упоминаний о караимах относится к 13 веку. Известно, что в Крымском ханстве в городе Солхат была община. Часть людей переселилась в Феодосию, которую тогда называли Каффа. В 15 веке в Каффе побывал мюнхенский путешественник,упомянувший караимскую общину. Востоковед Авраам Яковлевич Гаркави полагает, что именно Крым стал первой родиной караимов.
Литовский князь Витовт во время похода на Крым захватил часть караимской общины в плен и отправил их в Галич, Луцк и Тракай. Караимы в дальнейшем сумели расселиться в Литве.
Религия
Сам факт отрицания Талмуда вызывает у приверженцев иудаизма негативную реакцию и критику. Объясняется такая исключительность тем, что караимы относят себя к последователям ветхозаветного иудаизма. Они обращаются к «Бремени наследия», в котором собраны доктрины, часть из них даже не отражена в Библии. Именно поэтому ряд ученых и критиков, последователей караимизма, склонен полагать, что караимы являются сектантами. Одним из ярчайших представителей караимизма, жившим в 1 веке нашей эры, является Цадок. Он отрицал возможность воскрешения и другие миры, в которых человек может начать новую жизнь — загробную. Его относили к саддукеям — противникам устного закона фарисеев. Основателем же считается Анан бен Давид, который написал «Книгу предписаний». Он объявил, что закон, изложенный в «Книге предписаний», можно считать истинным. Анан ссылался на Библию всякий раз, когда читатель мог усомниться в его постулатах, при этом сам подвергал свои слова критике, призывая «тщательно искать в Торе, не опираясь на мнение». Все преемники Анана становились наси — так назывался титул, значение которого в настоящий момент точно неизвестно.
Еще во время формирования караимизма его члены принимали представителей других сект. Некоторые из них были исовитами — иудейскими сектантами, частично исповедующими догмы ислама. Распространение религии шло довольно быстро и затронуло Ирак, Африку, Византию, Испанию. В противопоставление караимам возникла секта укбаритов, лидер которой выступал против Анана бен Давида, стремясь создать собственное учение, которое значительно бы смягчало положения, изложенные в учении Библии. В частности, укбариты признавали часть продуктов, являющихся у к караимов некошерными, пригодными к употреблению. Можно сказать, что караимы были и остаются более аскетичными, чем укбариты.
Особенности приема пищи вновь были затронуты уже другой сектой — тифлиситами. Они являются прямыми последователями укбаритов, поскольку лидер последних был учителем Аль-Тифлиси. Лидером тифлиситов был написан трактат, в котором подробно объясняется, почему употребление мяса не является опасным и угодно с точки зрения самого Бога. Тема употребления мяса у других ответвлений иудаизма является животрепещущей, и до сих пор споры на тему того, какое именно мясо можно есть, не утихают.
Систематизировал караимизм иранский мыслитель Моше Нахавенди. Именно ему приписывают введение термина «караимы». Ему противостоял Моше аль-Кумиси, живший в Иерусалиме. Если Моше Нахавенди говорил, что раввины бывают далеко не всегда правы, но в некоторых случаях с ними можно согласиться, то его оппонент утверждал, что раввины говорят так, как предписано Библией. По его логике, Библию требовалось толковать буквально, слово в слово. В дальнейшем караимизм привлекал огромное внимание со стороны религиозных деятелей, находя все больше противников и критиков. Этому способствовало появление большого числа ученых, примкнувших к караимам. В 12–13 веках к караимской общине примыкают поэты из Египта. Все эти явления рано или поздно могли породить конфликты.
Первым радикальные меры принял король Кастилии, принявшийся искоренять караимство. Однако караимы постепенно продолжали свою деятельность, систематизируя учения и создавая новые труды. Их описания охватывают самые разные дисциплины: математику, астрономию, философию, право. Многие последователи караимизма оставили стихи, размышления о теологии. Поворотным моментом в истории общины стало развитие учения в Крыму.
Жизнь в разных странах
В Крыму караимов считают тюрками, что связано с использованием кыпчакского языка. Крымские караимы, которых также называют караями, живут подобно татарам и крымчакам. Отсюда и исходит отождествление с тюрками, которые просто приняли караимизм. Существует предположение о близости к хазарам, являющимися еврейско-чеченским народом.
Крымские караимы называли себя евреями до начала 19 столетия. Ряд представителей выдвигал версию, что их народ переселился в Крым до момента казни Иисуса Христа. Своей миссией караимы в Крыму ставят несение ответственности за события, происходившие в Иерусалиме в 1 тысячелетии нашей эры.
Причиной внутреннего сепаратизма караимов стало зарождение антисемитской политики в Российский империи. Караимы прямо указывали, что они являются отдельным народом, хотя ранее о подобном не было речи. В итоге местные власти поддержали общину и освободили ее от уплаты подати, в то время как евреи были обязаны платить ее в двойном размере. Также они получили право пребывания в Севастополе и Николаеве. С них даже сняли воинскую повинность, а во время Второй мировой войны сепаратизм позволил избежать истребления. В поддержку разграничения между еврейской нацией и караимами выступали ученые из разных стран. Среди них было много евреев — так люди стремились помочь своим собратьям, чтобы уберечь хотя бы часть из них, ведь нацистская Германия всерьез стремилась искоренить весь еврейский род.
Удивительным достижением такого подхода стало признание со стороны нацистских руководителей караимов отдельным народом, принадлежащим германской расе. Караимам было разрешено даже вступать в СС. Впрочем, в Холокосте было немало надзирателей, которые не принимали во внимание никаких разграничений, поэтому подвергали истреблению всех заключенных. В Советском Союзе караимов не признавали евреями, периодически меняя классификацию на хазар, тюрков и даже тавров. Закрепилась версия о смешанном происхождении (от хазар и евреев).
На Украине караимов признают коренным народом Крыма. Эта ситуация двояка, так как в 2014 году Крым перешел под юрисдикцию Российской Федерации. Сейчас караимы живут в нескольких крымских городах, Евпатория и Симферополь считаются их центрами культурной жизни. Раньше в Симферополе издавалась газета, освещающая жизнь караимов. Сейчас ее заменило издание, являющееся приложением к газете «Крым».
В Луцке и Галиче караимы вели в прошлом столетии активную жизнь, издавая исторические, литературные и научные труды. В 30-х годах издавался журнал «Голос караима». С окончанием Второй мировой часть населения переехала в Польшу. Сейчас в Луцке и Галиче насчитывается менее 10 караимов. Большинство эмигрантов, уехавших в Польшу, владеют караимским языком.
Живущие в России караимы не владеют караимским языком. Перепись 2010 года показывает, что из 354 человек караимский знают всего трое. Однако важность культуры и религии осознается в полной мере, поэтому создано несколько обществ, в том числе:
• Московское;
• Санкт-Петербургское;
• Ростовское.
В Санкт-Петербурге существует национально-культурный центр, где можно ознакомиться во всех подробностях с особенностями культуры и истории караимов. Главным духовным центром караимы считают Евпаторию. Караимизм распространен также среди коренного русского населения, проживающего в Ростове-на-Дону.
В Литве караимы проживают вместе с христианами и евреями. Для них предусмотрены отдельные кладбища. Налажено издательство книг, дублированных на караимском. Караимская община пользуется большим уважением у литовцев и воспринимается как носитель уникальной культуры. Если в 16 веке караимы подвергались изгнанию в Польшу, то теперь их потомки живут на литовских землях в мире (изгнание проводил Александр — великий князь Литвы, он же повелел изгнание прекратить). Польские караимы практически утратили принадлежность к своей религии. В стране отсутствуют общины, хотя в Варшаве предусмотрено отдельное кладбище, есть также религиозный союз, существующий лишь формально. Интерес к истории и культуре караимов наблюдается только у молодежи.
В прошлом столетии караимы Франции населяли Ниццу, Марсель и Париж. В общей сложности их насчитывалось не более 300 человек. С началом Второй мировой войны немецкие оккупанты не устраивали гонения на организованные общины, однако с окончанием военных действий началась ассимиляция со стороны французов и русских. Многие караимы переехали в Соединенные Штаты Америки, Канаду и Великобританию. Сейчас во Франции живут не более 50 караимов, большинство из которых уже достигло пожилых лет. Сейчас организованных общин не зарегистрировано. Французские караимы являются католиками и православными.
В Соединенных Штатах Америки тоже живет немного караимов. Ими был учрежден Институт Крымского сообщества.
Отдельно следует рассказать о караимах, живущих в Израиле. Свыше 500 представителей общины эмигрировали в Израиль в 90-х годах прошлого столетия. Караимы имеют все права, поэтому активно пользуются статусом репатриантов. Многие иудеи воспринимают их как истинных евреев, что объясняет отсутствие различий между ветвями иудаизма. Впрочем, насчитывается немало раввинистов, считающих караимов «заблудшими». Противоречие создает порой серьезные конфузы. Например, караимы имеют право жениться в соответствии с собственными традициями, что рассматривается раввинистами как абсолютно законное явление, однако признать развод раввинисты не могут, так как традиции караимов противоречат Галахе. Ранее по этой причине авторитетные деятели озвучивали запрет на браки между представителями раввинистов и караимов. Причиной тому являлась возможность рождения мамзера — незаконнорожденного ребенка. Однако главный раввинат все же разрешил браки для всех караимов, которые согласны следовать традиции Галахи. Гражданский брак между караимами и раввинистами в государстве Израиль является абсолютно законным и имеет юридическую силу наравне с религиозным. Все караимы являются военнообязанными. Среди представителей молодежи наблюдается постепенная ассимиляция.
Язык
Караимский язык разделяется на 3 диалекта:
- Литовский.
- Галичский.
- Крымский.
Ряд исследователей полагает, что все три диалекта имеют существенные различия, поэтому фактически являются разными языками. Отличия фиксируются на фонетическом, морфологическом, синтаксическом и лексическом уровнях.
Изучением караимского занимается Кельнский университет. Изучения проводятся с помощью прослушивания аудиозаписей, просмотра видеороликов с интервью, на котором носители ведут беседы. Именно так происходит запись языка, выявление грамматических особенностей, создание словаря и транскрипции.
Караимский признан на Украине и относится к языкам регионального уровня. В Крыму существует Инженерно-педагогический университет, где учреждена кафедра крымско-татарской литературы, проводящей исследования в области сравнительного анализа крымско-татарского и караимского языков. В Крыму учреждены воскресные школы, в которых изучается история, культура и язык караимов.
Известные люди
Среди известных людей-караимов можно перечислить немало личностей. В России большое признание получил Михаил Сарач — общественный деятель, активно поддерживающий идеологию караимов. Его заслугой является значительная финансовая поддержка общины, он также вел просветительную деятельность для развития самосознания караимов. Среди караимов есть и известные композиторы — Самуил Майкапар, актеры — Сергей Тонгур, спортсмены — Марина Кумыш, являющаяся олимпийской чемпионкой по волейболу и заслуженным мастером спорта.
Внешность
Одежда
Караимы говорят, что одежда является украшением человека. Она подобна листве на дереве. Для примера рассмотрим национальный костюм крымских караимов. Перед этим отметим, что большинство представителей народа пользуется современной одеждой. Этнические костюмы сохранились у жителей Польши, Болгарии, Франции и Соединенных Штатов Америки. В мужском костюме фигурирует несколько важных элементов: нижнее белье, верхние штаны, рубаха, кафтан, кофта и еще один дополнительный кафтан. Под верхними штанами караимы носят кальсоны. Воротник у кафтана маленький и прямой, иногда отсутствует, застегивается на крючки. Для подпоясывания используют кушак из кожи или шерсти. Поверх кафтана надевают кофту с короткими рукавами. И уже затем — верхний кафтан. Зимой поверх всей одежды накидывают шубу, называемую тон.
На ноги караим наденет туфли или ботинки, зимой сапоги. Чтобы защитить ноги от холода, требуется надевать шерстяные носки, предварительно ногу надо обвязать портянкой. На праздник раньше караимы надевали сафьяновые сапоги.
У караимов есть собственный головной убор — каракулевая шапка черного цвета. Ее называли караимкой, сейчас существует множество различных вариантов таких шапок, которые можно приобрести в Крыму. Традиционный головной убор носят представители старшего поколения. Надевать караимку принято на важные события. Другим головным убором является феска, имеющая плоское донышко. Она может быть окрашена в красный, малиновый или коричневый цвет.
На праздник мужчины наряжались в дорогие одежды, расшитые золотыми или серебряными нитями. Нити формировали национальный орнамент. В повседневной жизни от одежды требовались удобство и практичность. Мужчины не пользовались украшениями, хотя у многих из них были фамильные перстни с инкрустированными камнями. Эти перстни имели значение не украшения, а талисманов.
Караимки разделяли домашнюю и уличную одежду. Дома они носили шаровары, а когда выходили на улицу, заменяли их платьем, сверху накидывали кофту и надевали кафтан. Женщины часто обращали внимание на качество одежды, чтобы стремиться подчеркнуть статус. Платье имело окантовку, подпоясывалось широким кушаком с серебряными пряжками. Кофта имела длинные и широкие рукава, распахивалась на груди и украшалась орнаментом разных цветов. Обувью служили туфли, сапожки, сшитые из сафьяна. На ноги надевали чулки, которые позволяли согревать колени. Если на улице было очень грязно, девушка надевала деревянную обувь или сандалии с толстой подошвой из дерева. Был и праздничный вариант, украшенный искусной резьбой. Богатые караимы инкрустировали обувь перламутром.
Платья могли быть разными по цвету, чаще встречался темно-синий или кофейный. На праздник надевали светлые или красные платья. На голову надевали шапочку, аналогичную мужской, сверху ее украшали покрышкой — маленькой накладкой, украшенной бисером, серебром или жемчугом. Накладка могла быть иного цвета, например, голубого или коричневого. Семья с большим достатком украшала покрышки золотыми монетками. Однако караимским девушкам надлежало блюсти скромность, поэтому, выходя на улицу, он накидывали на феску длинный платок. Когда наступали праздники, караимки заплетали волосы так, чтобы в прическе было много маленьких косичек. На ногти наносили хну. Если девушка была замужняя, ей полагалось заплетать косички таким образом, чтобы они спускались на виски. Пожилые носили на голове платки джамберы. Таким образом, наряды девушек в повседневной жизни были очень скромны, а на праздники, наоборот, нарядны и роскошны.
Еда
Караимы едят молочные блюда, пироги, разнообразные фрукты и овощи, изделия из теста.
- Самым популярным блюдом, имеющим национальный статус, является хамур-долма. Она похожа на маленькие пельмени, которые варятся в бульоне.
- В качестве второго блюда едят мясо барана или птицы. Мясо могут подавать в виде котлет или протушенным в казане с добавлением чернослива.
- Популярен плов с сочетанием мяса утки, индейки или барана. Одним из самых экзотичных блюд караимской кухни является тавук долмасы. Это курица, фаршированная зеленым горохом и вишней.
- Деликатесом считается каймак, требующий не менее 4 литров жирного молока для приготовления маленькой порции. Если каймак считается деликатесом, то катык — приправа, хотя тоже готовится на основе молока.
В целом караимская кухня простая, но очень вкусная.