Самый быстрый мотоцикл в мире — американский концепт-байк Dodge Tomahawk, который может развить скорость 676 км/час. Нужно заметить, что множество экспертов оспаривают достоверность рекордных показателей. Скоростные испытания проводились на роликовом стенде закрытого помещения, в котором нет ветрового сопротивления. Официальных сведений (протоколов испытаний) о ходе скоростных тестов прессе не предоставлялось.
На открытом воздухе, в присутствии международных судей, скоростные заезды не проводились. Предполагаемый рекорд скорости на трассе (до 480 км/час) не утвержден мотофедерациями. Сомнения вызывает и конструкция мотоцикла, который оборудован двумя парами сдвоенных колес, что дает основания относить его в категорию квадроциклов.
Характеристики рекордсмена
Модель не относится к серийным машинам. Предполагался выпуск 300 «Томагавков». Но непомерная заводская цена ($550.000) остановила нерентабельную серию на девятой проданной машине. Кроме футуристического вида, к необычным техническим характеристикам байка относятся:
- мощность десятицилиндрового двигателя (500 л. с.);
- независимая подвеска каждого колеса;
- использование титановых деталей двигателя;
- необычная форма руля;
- отсутствие обтекателей, аэродинамического обвеса (характерны для спортивных машин, используются для уменьшения сопротивления воздуха).
ЭТО ИНТЕРЕСНО. Для практического использования рекордный байк не пригоден. Миниатюрного топливного бака не хватит даже для короткой городской поездки. Кардинальными недостатками конструкции признаны плохая регулировка акселератора и короткие ходы КПП.
История рекордов скорости
Нужно заметить, что фиксация рекордов скорости началась в далеком прошлом, на заре мотоциклостроения. Создатель первого рекордсмена (103 км/час, 1904 г.), Глэн Кертис, самостоятельно разработал раму и двигатель мотоцикла, использовав только покупные колеса. После нескольких моторекордов Кертис стал пионером американской авиации, авиаконструктором, владельцем авиазавода.
Нужно заметить, что мировые федерации мотоспорта регистрируют множество рекордов:
- для каждого класса байков по объему двигателей;
- в драг-рейсинге (замеряется скорость на коротком участке прямой трассы);
- в классе Top Fuel (мотоциклы на реактивной тяге);
- на кольцевой мототрассе (замеряется скорость на круге);
- для электробайков;
- для стримлайнеров (несерийных моделей необычной конструкции).
В драг-рейсинге участвуют машины, с которых убрано все лишнее. Им не нужна сложная коробка передач и хорошая управляемость. Конструкторы все внимание отдают мощности мотора и быстрому набору скорости. Рекордсмен в этом классе, американец М. Смит, добился скорости 324,7 км/час (2019 г.). В классе Top Fuel скоростной рекорд (21-й по счету) установил Ларри МакБрайд (США). Он разогнал байк на реактивном топливе (нитрометане) до 426,41 км/час (2019 г.).
В кольцевых гонках большое значение приобретает форма трассы, на каждом из поворотов скорость байка падает. Поэтому большинство рекордных заездов проведено на итальянской трассе Муджело. Последний из рекордов на ней установил итальянец А. Довициозо, развивший на модели Ducati Desmosedici скорость 356,7 км/час (2019 г.).
Электрические скоростные мотоциклы делятся на две категории. К первой относятся двухколесные машины классической компоновки с электродвигателем. Во вторую категорию попадают электрические стримлайнеры, построенные для рекордных заездов. Для них допускается дополнительное колесо (аналог коляски помогает удерживать равновесие при разгоне и торможении), аэродинамический кокпит, закрывающий колеса и пилота. Мировой рекорд для электрических стримлайнеров установила шведская гонщица Е. Хаканссон, показавшая на трассе Бонневиля скорость 399 км/час (2016 г.).
ЭТО ИНТЕРЕСНО. Шведка Ева Хаканссон не только провела рекордный заезд. Она ехала на модели KillaJoule собственной разработки и собственноручной сборки.
Среди серийных мотоциклов высшие скорости показывают модели тяжелых классов, поэтому рассматривать рекорды легких байков нет смысла. Скоростные заезды проводятся на специальных автодромах, но высшую скорость рекордсмены показывают на абсолютно ровной поверхности соленого озера Бонневилль.
Для стимлайнеров правила допускают использование полных аэродинамических кокпитов, боковых поддерживающих колес небольшого диаметра, нескольких двигателей. Именно с такими конструктивными изменениями был, на базе двух двигателей Suzuki, построен «мотоцикл» американца Р. Робинсона, показавший на мерной миле скорость более 605 км/час (2010 г.).
Именно этот байк мотофедерации считают абсолютным рекордсменом. Мотоэксперты считают показатели байка «Додж Томагавк» теоретическими, так как реальных заездов (рекорд фиксируется по суммарной скорости двух заездов) и замеров не проводилось.
Топ серийных скоростных мотоциклов
Скоростные рейтинги серийных моделей тоже весьма условны. Не говоря о дорожных правилах, мощность мотоциклов провоцировала байкеров на предельные скорости, приводящие к авариям и гибели лихачей. Ограничители скорости (до 250 километров в час) байкеры самостоятельно удаляли. Поэтому между мотопроизводителями несколько лет существовала договоренность не повышать мощность моторов. Пределом для серийных моделей был поставлен скоростной рубеж в 300 километров в час. Несколько лет эта договоренность соблюдалась, но соображения престижа и рекламы перевесили, и такие японские производители, как Suzuki и Kawasaki, продолжили гонку за рекордами. Более подробно о заездах рекордсменов-мотоциклистов вы можете узнать из видео.
Нужно заметить, что начало гонке последних лет положили не заводские гонщики, а спортсмены самостоятельно (с помощью команды механиков), дорабатывающие серийные модели. Примером может быть Валери Томпсон, которая на серийном BMW (модель S-1000RR) показала по трассе Бонневилля 340 км/час.
ЭТО ИНТЕРЕСНО. Валери и ее команда в подготовке к рекорду активно использовали компьютер. Компьютерная 3D-модель, созданная по видеосъемке тренировочного заезда, показала все ошибки гонщицы. Устранив их, гонщица установила скоростной рекорд.
Так же, как Валери, поступил и американец Б. Уорнер. Гонщик доработал серийную модель, предоставленную ему концерном Suzuki. Доработав двигатель мотоцикла (способный показать 449 км/час) и установив оригинальный обвес, гонщик на прямом участке взлетной полосы военного аэродрома разогнался до 502 км/час.
В отдельную категорию рекордсменов попадает байк Y2K MTT Turbine. Это единственная модель с газотурбинным двигателем, выпускающаяся массово. На байк установлен авиамотор, использующий авиационный керосин. При этом полной заправки бака хватает на 30 километров пробега. Но мерный участок Y2K MTT проходит на скорости 402 км/час.
Заводские спортивные лаборатории немецких, итальянских, японских мотопроизводителей работают только с серийными машинами, ограниченными разрешенными классом объемами двигателя (до 1500 кубических сантиметров). Основная борьба происходит между моделями Suzuki и Kawasaki, изредка в нее вмешиваются байки брендов Ducati, Honda. Для увеличения скоростных показателей механики не форсируют, а тщательно регулируют серийные моторы. Не меняется и стандартный обвес, с которым мотоцикл поступает в продажу.
В итоге тройку лидеров среди серийных моделей составили байки трех японских брендов:
- «Хонда» (с моделью Honda CBR 1100XX);
- «Кавасаки» (с байком Kawasaki Nigia H3R);
- «Сузуки» (с мотоциклом Suzuki Hayabusa).
Модель с персональным названием «Черный дрозд» уступает конкурентам по мощности мотора (156 л. с.), количеству передач. Скорость в 312 км/час достигнута неоднократно в кольцевых трековых испытаниях. В продажу поступает с цифровым спидометром, с хорошо знакомой байкерам, проверенной подвеской.
Последняя модификация модели H3R японского бренда «Кавасаки» оснащена мощным двигателем (310 л. с.), специальным демпфером рулевой ступицы, системой АБС, автоматической трансмиссией. Но даже средства пассивной безопасности не помешали байку H3R показать 325 км/час.
Несколько модификаций знаменитого байка последовательно установили рекорд до 448 км/час. Этот показатель гонщики продемонстрировали на модифицированной модели с форсированным двигателем (до 650 л. с.) в заездах на английском аэродроме Элвингтон.