Альтернативное название – Верхняя Вольта
Идентификация
В 1984 году революционное правительство под предводительством Томаса Шанкары изменило название Верхняя Вольта на Буркина – Фасо, таким образом, отбрасывалось имя, которое было дано этой калонии французами.
Буркина – Фасо – это искусственное слово, в котором собраны лингвистические элементы крупнейших языков этой страны: Буркина ознаает «свободный человек» на мурском языке; Фасо означает «земля» на языке дюла.
Буркина – Фасо, таким образом, определяется в качестве «страны свободных людей». Его жители называют себя Burkinabe; «be» является суффиксом, пришедшим из другой страны, из языка фульфульде.
Буркина – Фасо – это многонациональный народ, в котором существует около шестидесяти этнических и языковых групп. Страна условно разделена на две части, каждая из которых наделена особой исторической и политической культурой: восточные и центральные регионы исторически находятся под руководством королевств, эмиратов и правителей, таких как моси в центре, гурманхе на крайнем востоке и фульбе, туареги на севере страны. Западные и южные регионы содержат в себе ряд этнических групп, которые были менее централизованы в плане политики.
Крупнейшей из этих групп считается Биза и Гурунси на юге, Лобби и Дагара на юго – западе, Бобо на западе, Буаба и САМО на северо – западе.
Возникновение национального самосознания
Древняя и доколониальная история Буркина – Фасо известна лишь фрагментарно, в связи с отсутствием ранних и последовательных письменных источников, а также ограниченной археологической информацией, которая имеется у учёных.
Недавние раскопки показали, что богатые и стратифицированные общества жили в деревнях на северо – востоке около 1000 года н.э. На юге находятся впечатляющие, но не датированные до сих пор руины Лобби. Мосси, скорее всего, основана несколькими королевствами, наиболее важными из которых являются Вагадугу, Ятенга, Тенкодого около пятнадцатого века нашей эры.
Письменные источники упоминают о Мосси в связи с набегами на сахелианские города Тимбукту и Валата, которые совершались на протяжении всего Средневековья анти – исламскими врагами царей Мали и Сонгай.
Другим важным доколониальным царством являлось Гурма на востоке страны. В девятнадцатом веке формируются несколько мелких королевств с исламской идеологией, например, фульбе в Липтако, Йелгуйи, Барани и Марка в Вахабу и Буссе. Такие государства, как Конг и Кенедугу расширялись в южном направлении Буркина – Фасо.
В сферах влияния этих государств или между ними находились политически не централизованные общества, которые могли сохранять автономию, а иногда даже расширять свою территорию.
Французские колониальные войска завоевали и заняли территорию Буркина – Фасо в 1895 году, таким образом, препятствуя развитию преимуществ таких колониальных держав, как Англия и Германия.
После Первой Мировой войны, которая принесла с собой массовый гнёт, частыми стали народные восстания, а затем и их кровавое подавление. Французы отрезали колонию Верхней Вольты как административную единицу французской территории Западной Африки.
Для того, чтобы обеспечить поставку рабочей силы для французских прибрежных колоний, Верхняя Вольта распускается в 1932 году, а её территория разделяется между Кот – д`Ивуаром, французским Суданом (ныне Мали) и Нигером.
Традиционная аристократия Мосси и возникшая интеллектуальная элита протестовали против роспуска Верхней Вольты, но, несмотря на продолжающуюся агитацию и протесты, колония была ликвидирована в 1947 году.
После её восстановления, некоторые депутаты, которые представляют Верхнюю Вольту во французском парламенте в Париже полностью проголосовали за воссоздание государства. Эти депутаты под предводительством лидера Оуззина Кулибалли, разработали настоящую национальную идею, что было предпринято впервые.
В ходе референдума 1958 года большинство населения пожелало остаться в значительной степени автономными колониями французско – африканского общества, а не становиться независимыми.
Тем не менее, год спустя Морис Йамеого из Демократического собрания Африки (СДА) провозгласил республику Верхней Вольты и стал её первым президентом. 5 августа 1960 года Верхняя Вольта утвердила свою государственную независимость от Франции.
Морис принял прозападную внешнюю политику, хотя переход к однопартийной политической системе предполагал почти диктаторский режим и неограниченные права главы государства.
В этом он последовал примеру Феликса Уфуэ – Буаньи, который являлся президентом Кот – д`Ивуара и ведущей фигурой Совета демократии Африки. Этот человек был очень влиятельным политиком Буркина – Фасо после обретения этой страной независимости.
В 1966 году армия свергла Мориса. Переворот был вдохновлён профсоюзами, которых возмущала политика строгой экономии Мориса. Sangoulé Lamizana - начальник щаба армии, который служил в качестве нового президента. Страна находилась между войной и гражданской властью, поэтому в 1977 и 1979 годах были приняты новые конституции, которые создавали краткосрочные вторую и третью республики.
Полковник Зербо пришёл к власти в 1980 году в результате переворота, но был свергнут в 1982 году коалицией консервативных и социалистических должностных лиц. Они установили на пост президента майора Жана – Батиста Уэдраого. Томас Шанкара стал его министром, а затем и премьер – министром.
Шанкара был молод, честолюбив и харизматичен. Он был весьма популярным героем пограничной войны с Мали в 1975 году. Шанка являлся резким противником колониальной политики и марксизма.
Напряжённость внутри правительства росла и до Шанкары и, наконец, консервативная фракция была вытеснена, а власть перешла к сторонникам Шанкары 4 августа 1993 года при поддержке ряда левых партий и профсоюзов.
Следующие четыре года сильно повлияли на политическую и социальную обстановку в стране, так как Шанкара предпринял целый ряд реформ. Его внешняя политика охватывала все социалистические страны, например, Ливию и Кубу. Шанкара способствовал развитию антиимпериалистической идеологии автаркии и подъёму национальной гордости. В результате этого, многие иностранные развивающиеся организации вынуждены были покинуть страну.
Падение произошло и для названия старой колонии – Верхняя Вольта. Государству выбрали новое имя – Буркина – Фасо, которые было получено путём смешения слов из разных языков коренных народов. Это смена названия стала, пожалуй, самым символичным из всех мероприятий Шанкары.
Политическое лидерство вместе с Комитетом по поддержке революции, массовые организации, которые были в каждой деревне, поощрение массовой мобилизации и самопомощи. В Уагадугу и других городах были воздвигнуты огромные жилищные программы; в сельской местности были построены многочисленные школы и поликлиники.
Шанкара также урезал привилегии элиты:: государственные служащие были уволены или же были вынуждены отказаться от части совей зарплаты в рамках проектов развития; все традиционные ветви власти были упразднены. Особенно сильным образом эти воздействия отразились на аристократии Мосси. Решительные меры Шанкары привели к почти полному искоренению коррупции.
Режим постепенно перешёл к тоталитаризму. Шанкара, который становился всё более изолированным правителем, был убит 15 октября 1987 года войсками своего старого друга и коллеги, Блеза Компаоре. Насильственная смерть Шанкары сделала его мучеником за идею в глазах людей; он остался кумиром для многих представителей молодёжи в Буркина – Фасо и других частях Африки.
В годы после кровавого переворота 1987 года Блез Компаоре занялся политикой ректификации, что означало изменение большинства аспектов революционной политики своего предшественника. В 1990 году партии Компаоре (Организация народной демократии/ движение. А затем Конгресс за демократию и прогресс) отказались от марксизма – ленинизма.
В июне 1991 года новая конституция провозгласила возвращение к многопартийной демократической системе и начало четвёртой республики.
В декабре 1991 года состоялись выборы, после чего Компаоре был признан президентом страны. Выборы, однако, состоялись при весьма сложных условиях: оппозиция бойкотировала выборы, Компаоре был единственным кандидатом, а избирателей было всего одна четверть.
В последующие годы оппозиция разделилась на старые консервативные партии и множество революционных объединений (групп Шанкары), которые были разочарованы ректификацией Компаоре.
Оппозиция, которая осудила отсутствие у правительства объективности и прозрачности, снова бойкотировала президентские выборы, состоявшиеся в 1997 году и где был представлен не убедительный кандидат. Компаоре был переизбран с количеством голосов в 87,5 %, а явка избирателей составила тогда 56%.
Четвёртая республика была ориентирована на Запад. Международный валютный фонд (МВФ) ввёл программу структурной перестройки, которой тщательно следовали. Нанешняя политическая стабильность делает государство Буркина – Фасо, одну из беднейших стран Мира, основыным направлением ля Западных доноров.
В конце 1990 - х годов большое количество развивающихся фондов хлынуло в страну, превысив расходы центрального правительства.
Этнические отношения в Буркина
Население Буркина – Фасо всегда отличалось высокой мобильностью. Ландшафт страны предполагает наличие естественных барьеров и возможности для традиционной хозяйственной деятельности огневого земледелия, полукочевого скотоводства и торговли, что, в некоторой степени, требует миграции.
Современные этнические группы являются результатом этой самой мобильности. Культурный обмен, ассимиляция и языковая гибкость часто являлись более важными, чем межкультурные различия.
Но чёткая этническая идентичность начала формироваться ещё в доколониальное время, а колониальная трансформация политического ландшафта иногда способствовала упрочнению этнических границ.
Вообще, общественные связи превалировали над этническими границами, что особенно характерно для тех народов, которое привыкли совершать миграцию на большое расстояние, например, Дюла или Йарсе, а также для тех, кто ведёт полукочевой образ жизни, например, фульбе.
Ограниченные экономические ресурсы в перенаселённом центральном плато также приводило к миграции мосси во все части страны в течение XX века.
Границы страны были унаследованы от колониальных держав. Они иногда разграничивали территорию произвольным образом, отделяя людей от той же этнической группы, и наоборот, соединяя людей, которые не имеют между собой культурного и исторического родства.
Несмотря на это, национальная идентичность продолжает формироваться. В настоящее время нет никаких серьёзных сепаратистских движений, а также никаких острых межэтнических конфликтов. Одной из причин такого мирного сосуществования может являться мощное культурное устройство, которое помогает облегчить потенциальную напряжённость в обществе.
Если партнёры или приятели переходят на взаимные оскорбления, то это, как правило, носит сугубо шутливый характер, и происходит это только в юмористической форме. Категорически запрещены всякого рода покушения на честь того или иного народа.
Шутки широко распространены среди многих этнических групп, особенно между мосси и само, в Бизе и Гурунси, фульбе и Буаба, а также в Бобо, Гуин, Караборо, Лобби и Дагара.