Отправляясь путешествовать даже в другие страны, так не хочется изменять некоторым своим привычкам из повседневной жизни, и перемещение на личном автомобиле тому не исключение. А расстояния между европейскими городами и государствами, я вам скажу, прямо таки благоволят не отказываться от подобного удобства.
Как-то, планируя очередную поездку в Чехию, я посчитала, что если хочу заодно посмотреть Дрезден и Карловы Вары (в тот момент я ещё размышляла, ехать ли в Вену), то взять в прокат машину на три дня будет дешевле, чем покупать билеты на двоих. Что уж говорить про мой мини-тур, включающий в себя Австрию, Германию, Нидерланды и Чехию: там выгода передвижения на автомобиле была просто колоссальной! Хотя, как выгода… Дешевле было и вовсе никуда не ехать :).
Итак, мой рассказ для тех, кто собрался посетить несколько чешских городов и/или ряд населённых пунктов других европейских стран в составе от двух человек.
Вопросы аренды автомобиля
Брать машину, безусловно, выгоднее в крупных городах, где конкуренция есть, и цены благодаря ей держатся на приличном для российских кошельков уровне. Например, если вы прилетаете (приезжаете) в Прагу, то раздолье в выборе прокатных компаний, я вам скажу, о-го-го какое. В Брно и Пльзени ситуация тоже приятная, а вот в более мелких населённых пунктах цены могут быть и выше. В этом своём рассказе я буду опираться в основном на Прагу, и вот почему: во-первых, я очень даже не прочь сэкономить, а во-вторых, многие туристы первым чешским городом выбирают Прагу, а также Брно или Карловы Вары.
Немного о прокатных компаниях Чехии
Что хотелось бы поведать приятного о чешских прокатных компаниях? Есть среди них и русскоговорящие. Надо сказать, мне полюбилась одна, где работники прекрасно говорят как по-русски, так и по-чешски, хотя об их чешском я могу лишь догадываться, ведь сама могу объясниться лишь в элементарных ситуациях. Но когда один из сотрудников говорил по телефону, на «том конце» его явно понимали, причём неплохо. Речь о Broadway Car Rental. Я отметила её на карте ниже. Находится компания недалеко от Вацлавака, так что, сдав авто по окончании арендного срока, я направилась на прогулку по площади.
Также хочу дать такой совет: перед поездкой, недельки эдак за две, когда ваш маршрут по Европе в целом и Чехии в частности будет сравнительно утверждён, забронируйте себе автомобиль. Многие фирмы имеют сайты, и почти все из них как минимум переключаются на английский язык. Посмотрите каталог машин, приценитесь и забронируйте одну из них заранее, ибо подходящих вариантов на нужные даты уже и за 14 дней может не остаться, что уж говорить о ситуации, когда для вас этот автомобиль уже «горит». Не хотите же вы брать гигантский внедорожник (я назову его условно «Монстро-2000»), когда вам с лихвой хватит и малолитражки?
Лично я имела опыт, когда нужного авто уже не было и на более раннем сроке, пришлось брать тот, что на 5 или даже 10 EUR в сутки дороже. А вы знаете, сколько пива можно выпить или сколько вкуснятины можно съесть в Чехии на эти деньги? К тому же, данную разницу следует умножить на количество дней аренды.
За несколько поездок в Прагу я усвоила простую вещь: если выбрать изначально одну хорошую прокатную компанию и каждый раз брать автомобиль в аренду там, то через какое-то время вам начнут делать скидки. Платить за сутки на 3 EUR меньше — это по мне.
Цены
Конечно же, чем мощнее и больше автомобиль, тем больше он стоит. Например, если вы путешествуете вдвоём/втроём и налегке, то вам хватит и обычной Škoda Fabia, а вот если нужно перевезти что-то менее габаритное, чем чемодан с одеждой, то тут уже Škoda Fabia Kombi, у которой багажник повместительнее.
Я ездила в основном на малолитражках как летом, так и зимой. Цены на них начинаются от 20 EUR в сутки. Автомобили побольше: Volkswagwn Golf, Škoda Octavia и так далее — можно взять от 30 EUR в сутки. Микроавтобус типа Ford Galaxy (6+1) будет стоить уже почти 100 EUR в сутки, а какой-нибудь Lexus RX 300 все 160–170 EUR.
Варианты машин напрокат и цены вы можете посмотреть, например, тут.
Не стоит забывать и о такой статье расхода, как топливо. Когда я в первый раз брала в Чехии прокатную машину, бензин в России стоил около 33 рублей. Приехав на первую заправку в Праге я увидела знакомые цифры — 33 за 95-й бензин. Только тут уже было 33 CZK (чешских крон), что в пересчёте равно 1.3 EUR или около 80 рублей по тогдашнему курсу.
Как влияет сезонность на аренду авто
Практически никак. То есть мне прихдилось видеть одинаковые цены независимо от того, лето это или зима. И хотя оба эти сезона я бы назвала туристическими, летом бронировать себе машину лучше за больший промежуток времени, ибо в эту пору разъездов между городами и желания посетить соседние страны у людей почему-то больше.
Про сезонность я хотела бы рассказать немного в другом ключе. Как-то на Рождество возникла отличная идея: а не съездить ли в австрийские Альпы покататься на пару деньков? А заодно и отправиться после этого в «турне» по маршруту Вена — Мюнхен — Амстердам — Берлин — Дрезден — Прага. К слову, именно благодаря этой поездке на машине мне удалось обнаружить два отличнейших национальных парка на границе Чехии и Германии: «Чешскую Швейцарию» и «Саксонскую Швейцарию». Но речь не о них.
Виньетку пришлось купить только в Австрии (немецкая и чешская уже были приклеены на лобовое стекло, о виньетках и платных дорогах я расскажу ниже), а также на участке горного серпантина близ горнолыжного курорта мы заплатили около 10 EUR за пользование местной дорогой. В принципе, на эти деньги местные поддерживают дороги в отличном состоянии и предотвращают обвалы камней, натягивая большие металлические сетки, так что цена была оправдана. Но запомнилось мне не это, а как пришось постоять в пробке на горном перевале и на автобане поблизости: мёл снег, так что дорогу могли бы вообще закрыть, и нам бы пришлось неизвестно сколько времени стоять там и ждать, когда разрешат ехать дальше. Мораль такова: интересуйтесь прогнозом погоды, отправляясь в дальнее путешествие в подобные места. Из других крайностей: летом близ Италии моих знакомых застал град такой силы, что им и нескольким другим машинам пришлось прятаться под какой-то эстакадой.
И ещё немного про зимние поездки. Как правило, зимнюю резину на многие прокатные авто не ставят, ибо «нет необходимости». Вот так мы и поехали в Альпы на «липучке», причем до гостиницы пришлось подниматься по узенькой дороге с перепадом по высоте в 300–400 метров и с пропастью по одну сторону. Подняться то мы поднялись, а утром выпал снег, так что спустились мы кое-как и отправились искать в гродок поблизости цепи на колёса. Что бы вы думали? Оказалось, что 26 января австрийцы вовсю празднуют Рождество, и многие места не работают или открываются после обеда. Даже завтракать пришлось на заправке. После попыток немецкой семейной пары помочь нам узнать что-то у местных на их языке, мы были вынуждены махнуть рукой, сказав: «Это проблема будущих нас», — и отправившись кататься дальше с чистой свестью. Цепей в итоге мы так и не нашли, но оказалось, что в маленьком городке всё продумано: за день трактор посыпал песком тот самый горный серпантин к гостинице (над городом, как я потом узнала, находилась деревушка, в ней мы и жили), так что подняться удалось даже без особого труда. Разве что место, на котором мы сидим, расслабилось только наверху.
Особенности вождения в Чехии
Как и для любой страны, для Чехии характерны некоторые особенности: свои дорожные знаки, ограничения скорости, взаимодействие с полицеей и многое другое. Как вы знаете, незнание закона не освобождает от ответственности, а кому хочется разрешать проблемные ситуации во время отпуска? Поэтому сейчас я постараюсь кратко ввести вас в курс дела.
Общий менталитет вождения
Я бы сказала, что из-за довольно хороших местных автомобилей (вы знали, что президент Чехии Вацлав Гавел ездит на Škoda?) и общей удовлетворённости сложившейся ситуацией водители не стремятся нарушать правила. Никто не сигналит безбожно, как это бывает в Индии, не перестраивается непредсказуемо, как в некоторых азиатских странах. Люди спокойны, расслабленны и ответственны.
Я не получала никакого дискомфорта от водителей других авто, что не могло не радовать. Однако с непривычной дорожной разметкой и знаками попотеть пришлось.
Специфичные дорожные знаки
В некоторых странах Центральной Европы мне встречались странноватого вида дорожные знаки: пузатые «пешеходы» в Германии, непонятного значения носатая женщина (если мне не изменили глаза) в красном круге в Австрии. Есть и небольшие отклонения в Чехии от того, что мы привыкли видеть на российских дорогах.
Итак, вот то, что меня впечатлило и сперва ввело в ступор:
- «Не справляйте нужду на улицах». Этот знак, кстати, позволяет прославиться тем, кто его не соблюдает.
Есть и менее оригинальные: перечеркнутый велосипед в красном круге означает, что велосипедистам нельзя заезжать в указанную зону. Правда, я видела перед парком и такой же знак с пешеходами, что он обозначал, я так и не поняла. Неужели то, что пешеходам нельзя в парк?
Глобально семантика чешских и российских знаков не расходится. Где-то линии потолще, цвета поярче, деталей прорисовано побольше. Но понимаются основные обозначения довольно легко.
Особенности парковки
Если вы уже не первый раз в Европе, то, наверное, заметили, какие узкие улочки во многих городах, особенно в их историческом центре. Приехав в Прагу впервые, я была удивлена, как плотно и виртуозно припаркованы машины в этих ограниченных пространствах. Конечно, есть и подземные парковки, но в Чехии многие из них относятся к торговым центрам. Да и даже те, что в ведении ТЦ, платные после часа стоянки или двух, а то и после 15 минут. Так что если вы готовы взять в аренду авто, приготовьтесь платить: на улицах сложновато найти свободное бесплатное парковочное место, да и небесплатное, честно говоря, тоже. Когда мы сдавали арендованный автомобиль, то долго кружили вокруг прокатной компании, выискивая, куда бы приткнуться.
Парковочные автоматы
В большинстве городов для оплаты стоянки используются парковочные автоматы (parkovacími automaty), расчёт во многих за наличные. В среднем вы можете «бросить» в таком месте своего железного коня на время от 15 минут (минимальное оплачиваемое время) до 6 часов (максимальное соответственно). Цена парковки составляет в разных частях страны или даже одного города (в Праге в непопулярных туристических местах дешевле) 0.35–1.9 EUR или 10–50 CZK.
Важно! В некоторых местах с 6 вечера до 8 утра следующего дня в будни, а также в выходные и праздники можно припарковаться бесплатно, если не указано иное. Мне кажется, во многом это актуально для бизнес-районов.
Есть цветовые зоны парковки, имеющие своё обозначение. Такие я, например, видела в Праге:
- синяя — только для жителей города и для служебного транспорта;
- оранжевая — 2 часа стоянки по цене до 1.5 EUR или 40 CZK;
- зелёная — до 6 часов парковки по цене до 1.15 EUR или 30 CZK.
Внимательно смотрите на то, в какую зону вы сбираетесь припарковаться. Также изучайте условия стоянки в ближайшем паркомате или на информационных щитах парковочных зон, Google Translate, если что, вам в помощь.
Оплачивать стоянку в зоне парковочных автоматов нужно до того, как вы уйдёте по своим делам, так как выданный билетик со временем, до которого вы можете занимать место, следует прикрепить за лобовое стекло, чтобы его было хорошо видно проверяющим инспекторам снаружи.
Также я настоятельно советую вам не оставлять ценные вещи на виду в авто, а также забирать с собой документы: страна чужая, вы — иностранец, ни к чему на отдыхе сложности.
Park & Ride в Праге
Эти парковки мне, как жителю не столицы, показались просто отличной идеей. Расположены они не в центре, а возле станций метро Skalka, Zlíčin, Nové Butovice, Palmovka, Rajská zahrada, Černý most, Nádraží Holešovice и Opatov.
Принцип здесь, по-моему, элегантен и прост: вы оставляете машину и дальше едете общественным транспортом. Это актуально для тех, например, кто живёт в пригороде и направляется в центр, так как в будни в сердце столицы бывают приличные пробки, но о них я расскажу ниже.
Тарифы:
- Только стоянка — 0.35 EUR или 10 CZK.
- Стоянка плюс билет в обе стороны на общественный транспорт (parkovaci listek se zpatecni jizdenkou) — 1.9 EUR или 50 CZK. По такому билету можно в течение 75 минут ехать в одну сторону (но в часы пик время продлевается до 90 минут, условия читайте на парковках), столько же даётся на дорогу обратно. Время действия билета и отсчёт разрешённых 75/90 минут начинается в момент компостирования проездного в трамвае, автобусе или на входе в метро. Подробнее про данную процедуру вы можете прочитать в статье о транспорте Праги.
- Стоянка плюс дневной билет (parkovaci listek se jednodenní jizdenkou) — 3.4 EUR или 90 CZK. Как ясно из названия, по билету вы можете перемещаться целый день.
За ночную стоянку придётся выложить ещё 3.8 EUR или 100 CZK. Я советую вам забирать авто до полуночи или чуть позже, так как Park & Ride работают с открытия ближайшей станции метро и примерно до 01:00. То есть, если вы не забрали машину до закрытия, будете вынуждены доплатить. К тому же, если автомобиль пришлось оставить не по пути домой (или куда вы направляетесь), утром следующего дня придётся потратить не только деньги, но и время на вызволение своего желёзного коня.
Штрафы за парковку не по правилам
Меня первое время несколько поражали космические цены за несоблюдение правил дорожного движения, а потом я прикинула, что подобная практика неплохо мотивирует людей не рисковать и не нарушать. Итак, что же вам грозит за неверную парковку:
- Обычно штраф составляет 40–80 EUR или 1 000–2 000 CZK.
- Если вы встали на парковку для инвалидов, то цены резко возрастают: 200–400 EUR или 5 000–10 000 CZK. О людях с ограниченными возможностями в Чехии, да и во всей Европе очень заботятся.
- Если вы мешаете движению, вас отбуксируют на штрафстоянку, за эвакуатор придётся выложить примерно 50 EUR или 1 300 CZK, стоянка будет стоить 5.5–7.5 EUR или 150–200 CZK.
Кстати, я бы хотела заметить для тех, кто мыслит так: «Это не моя машина, сдам быстренько и исчезну, не успеет прокатная компания опомниться», — до уплаты штрафа на автомобиль могут надеть «башмак».
Платные/бесплатные дороги
В Европе распространены платные участки дорог, и Чехия тому не исключение. Надо сказать, что благодаря этому качество дорожного покрытия (кроме участка от Праги до Брно, но с того времени, как я видела его последний раз, могло что-то и измениться) на высоком уровне.
Протяженность автомагистралей в стране более 700 километров, и вот за проезд по некоторым участкам взимается плата. Удобно, что заплатить за всё можно, купив виньетку — специальную наклейку на лобовое стекло. Стоимость её зависит от категории вашего авто и от продолжительности использования. На 2016 год для легкового автомобиля (из ПДД мы помним, что это машина весом до 3.5 тон) плата составляла:
- 10 дней — 11.7 EUR или 310 CZK;
- 1 месяц — 16.6 EUR или 440 CZK;
- 1 год — 56.6 EUR или 1 500 CZK.
Штраф за отсутствие виньетки или (внимание!) неправильное её прикрепление составляет 190 EUR или 5 000 CZK при оплате на месте и имеет размер в два раза больше после рассмотрения дела в суде. Неприкреплённая виньетка недействительна. Оплата на месте в Чехии легальна, знакомый рассказывал мне, что как-то почти опробовал данную систему, но у него не хватило наличности в кошельке. Дело в том, что такая манипуляция экономит и ваше время, и время инспектора или сотрудников суда, так что вам делают фактически скидку в 50 %, выдают квитанцию об оплате и отпускают с миром. Я думаю, что если ситуация не спорна, то это очень удобно.
Я, наверное, немного вас напугала такими цифрами, теперь буду успокаивать. Дело в том, что в крупных и (или) хороших компаниях сотрудники уже наклеили на все свои автомобили чешскую виньетку сроком на год, а на некоторые машины ещё и немецкую, так как туристы, приехавшие в Чехию, часто ездят в соседнюю Германию. Всё это включено в стоимость аренды, так что доплачивать ничего не придётся.
Если мне не изменяет память, то на поездку по всей Европе, о которой я говорила в самом начале, нам как раз досталась машина с немецкой и чешской виньетками. Оставалось купить австрийскую, что мы и сделали перед границей на заправке. Её, правда, решили не брать долгосрочную (зачем тратить больше кровных денег, если мы в Австрию дней на 5?), а как наклеить, заранее рассказал сотрудник проката. По сути, если виньетка на лобовом стекле уже есть, то надо просто лепить под/над ней, если нет, то в правом нижнем углу внутри автомобиля. Основной принцип: её должно быть хорошо видно на движущемся транспортном средстве. Сотрудники дорожной полиции обычно следят за наклейками издалека, так что именно для этого и существуют правила прикрепления. Ежели что-то будет вызывать сомнение, вас остановят, а кому оно во время отпуска надо? А вот перед границей с Нидерландами, как я сейчас помню, никакой виньетки мы не покупали: вроде бы тот же сотрудник проката сказал, что там она не нужна. Хочется верить, что так оно и было :).
Участки платных дорог отмечены знаком «Автомагистраль» и «Автомобильная дорога», кусочки «задарма» — теми же знаками, но с припиской «Bez poplatku».
Я думаю, что многие чехи просто покупают виньетки, если перемещаются по стране, так что ни они, как и мы во время нашего путешествия, не обращают внимания на платность или бесплатность дорог. На карте ниже отмечены платные автомагистрали.
Если вам таки не повезло с прокатной компанией или вы едете в соседние страны, то купить виньетку можно на заправке, на почте или в специальных пунктах перед границей. В других местах лучше этого не делать, чтобы не переплачивать. Даже если по указателю вы уже въехали на платный участок дороги, то вы имеете право доехать до ближайшего пункта отдыха и купить виньетку там, ибо на самом деле трасса становится платной только после него. Думаю, что на практике это работает, ведь откуда вы могли предугадать подобное? Знать карту платных дорог всей Европы никто не обязан.
Пробки
В небольших городах такого понятия, как пробки, практически нет. Да, можно ехать не с максимально-разрешённой скоростью, но ехать. Единственный раз, когда я простояла почти на месте полчаса или час, приключился в будний день в Праге в час пик. Да, в столице существует много развязок и автобанов, которые позволяют вам объехать центр стороной, и это дико удобно. Но мне нужно было сдать машину как раз в центре города, так что выбора не было. В итоге пришлось опоздать почти на час, но, к счастью, никто не торопился взять именно эту машину, так что дополнительных денег компания не потребовала.
Также своего рода пробки могут возникнуть на автобанах во время ремонтов некоторых его участков. Нет, ты не стоишь там, как это бывает в городе, а движешься со скоростью около 50 километров в час. Но автомобилисты считают это пробками в контексте автострад, где можно ехать 130 километров в час.
Особенности дорожной полиции
В первую очередь полицейские, конечно, ловят лихачей. Если вы слышали, что по европейским автобанам можно ехать с любой скоростью, то я вас огорчу: данное правило касается Германии, но никак не Чехии. Тем, кто на отдыхе хочет расслабиться в гастрономическом плане (а я уже писала, какая вкусная кухня в этой стране), а также отведать местного пива, спешу сообщить, что по количеству алкоголя в крови чехи не имеют допущений в отличие от соседней Германии, где можно выпить маленький стакан пива и поехать за рулём.
Вообще, по опыту, чешские машины полицейские не стремятся останавливать в соседних странах, я думаю потому, что это сложно: языковой барьер, бюрократические межгосударственные дела и так далее. Но это не значит, что нужно лезть на рожон. Мне рассказывали, что машины с чешскими номерами редко эвакуируют при неправильной стоянке, вам, скорее всего, удастся обойтись только штрафом.
Вот когда я не посмотрела время работы торгового центра и автомобиль оказался запертым на подземной парковке на всю ночь, я немного попереживала. В итоге всё обошлось оплатой стоянки размером в 10 EUR, но кто знает, вдруг мне повезло? В общем, я советую вам быть внимательными и следить в первую очередь за скоростью, а во вторую — за правилами стоянки :).
Теперь о некотором подробнее.
Скоростной режим
Если иное не указано на знаках, то по стране ездим:
- в населённых пунктах не быстрее 50 км/ч;
- за пределами населённого пункта не быстрее 90 км/ч;
- по автомобильным дорогам и автомагистралям на территории населённых пунктов — 80 км/ч;
- по автомобильным дорогам и автомагистралям за пределами населённых пунктов — 130 км/ч.
Алкоголь
Допустимый уровень алкоголя в Чехии — 0 %. Если в вашей крови вдруг обнаружится несоответствие этим нормам, то вам светит штраф от 100 до 750 EUR или от 2 500 до 20 000 CZK, а также лишение прав от полугода до года. У кого-то из моих знакомых был прецедент лишения прав за границей (правда, по другим причинам), так что это всё весьма и весьма серьёзно. Если вы отказываетесь проходить медицинское освидетельствование, то штраф составит уже 1 000–2 000 EUR или от 25 000 до 50 000 CZK, а прав могут лишить на год или даже два.
О чём нужно помнить, будучи водителем авто в Чехии
Я бы не советовала вам отказываться от таких обязательных норм на чешских дорогах, как:
- ближний свет фар в любое время суток (штраф за несоблюдение — 76 EUR или 2 000 CZK);
- дети до 12 лет только в специальных креслах и только сзади (штраф — 76 EUR или 2 000 CZK);
- разговор по телефону только с использованием гарнитуры, а безопаснее вообще не болтать по мобильному, даже «без рук», так как это очень сильно отвлекает от дороги (штраф — 40 EUR или 1 000 CZK);
- соблюдение скоростного режима (штраф от 38 EUR или 1 000 CZK до 400 EUR или 10 000 CZK);
Напомню, что штрафы до 200 EUR или 5 000 CZK можно оплатить на месте.
Резюмируя
Я однозначно советую вам не отказываться от идеи аренды автомбиля в Чехии по простым причинам: это удобно при посещении разных городов и стран, это дешевле поездов и автобусов, если намеченных точек назначения несколько, это возможность прочувствовать, что же из себя представляют европейские дороги.
Да, вы будете долго искать порковочное место в историцеском центре любого популярного города, но вы его найдёте. Да, вы будете ограничены в утпотреблении алкоголя. Но если бы мне перечисили эти причины как негативныее, то они бы никак не повлияли на решение: я бы всё равно взяла машину в прокате, потому что для меня это удобно.