Происхождение названия
Прежде чем перейти к истории Германии, кратко расскажем об этимологии названия страны. Слово «Германия» происходит от латинского слова Germania. Так во время Галльской войны (58-51 гг.) римляне называли людей, которые жили на востоке от реки Рейн. Немецкое название страны Deutschland происходит от германского корня, который в переводе означает «народ» или «люди».
В документе франкского суда (написан на латыни в 768 году нашей эры) используется термин «theodisca lingua» - им обозначали разговорную речь людей, которые не говорили ни на латинской, ни на ранних формах романских языков. Начиная с этого момента, слово «deutsch» использовалось, чтобы подчеркнуть разницу в речи, которая соответствовала политическим, географическим и социальным различиям.
Поскольку франкские и саксонские короли времен раннего Средневековья любили называть себя императорами Рима, то в то время еще рано было говорить о зарождении собственной национальной идентичности. Если углубиться в историю Германии, то можно отметить, что в 15 столетии название Heiliges Römisches Reich, или Священная Римская империя, дополнилась определением немецкой нации (deutschen Nation).
Важно отметить, что в то время фраза «немецкий народ», «немецкая нация» относилась только к тем, кто был приближен к императору — герцогам, графам, архиепископам. Тем не менее, подобное название указывает на стремление членов императорского двора отделиться от римской курии, с которой они конфликтовали по различным политическим и финансовым вопросам.
Территория, ставшая известной как Deutschland, или Германия, номинально находилась под властью немецкого короля, который по совместительству был и Римским императором, начиная с 10 века. На самом деле, различные княжества, графства, города обладали достаточной степенью автономии. Они хранили собственные традиции даже после основания национального государства — Германской империи в 1871 году.
Старинные названия — Бавария, Бранденбург, Саксония по-прежнему являются обозначениями соответствующих им земель. Другие названия (например, Швабия, Франкония) сохраняются в справочниках и картах в разделе «Исторические ландшафты». Региональные различия имеют большое значение в немецкой культуре, хотя довольно очевидно, что часто власти манипулируют ими в политических и коммерческих целях.
Федеративная Республика Германия была основана в 1949 году после поражения страны во Второй Мировой войне. Вначале она состояла из так называемой Западной Германии, то есть области, которая была занята французами, англичанами и американцами. В 1990 году пять областей, составляющих восточную Германию — территорию, находившуюся под контролем Советского Союза, известную как ГДР (Германская Демократическая Республика) — вошли в состав ФРГ.
С этого момента истории государства Германии страна состоит из 16 федеральных земель: Баден-Вюртемберг, Бавария, Берлин, Бранденбург, Бремен, Гамбург, Гессен, Нижняя Саксония, Мекленбург-Передняя Померания, Северный Рейн-Вестфалия, Рейнланд-Пфальц, Саар, Саксония, Саксония-Анхальт, Шлезвиг-Гольдштейн и Тюрингия.
Образование страны
Доисторическая история про Германию уходит корнями в эпоху палеолита (, когда на территории современного государства пришли древнейшие гоминиды, которые вели кочевой образ жизни. Уже в эпоху мезолита на территории страны были образованы развитые палеолитические культуры — гамбургская и аренсбургская.В основном все предки современных немцев жили в северной части страны, но ближе к античному периоду заняли и юг государства.
В IV веке кочевые выходцы из Азии ворвались в европейские страны, в том числе и на немецкие земли. Германцы были вынуждены бежать в Римскую империю, постепенно начались вооруженные нападения на неё. Их итогом стало то, что уже в V веке на территории разоренной Западной Римской империи немецкими племенами были созданы свои королевства.
В разное время понятие национального трактовалось по-разному. Ученые-гуманисты начала 16 века инициировали полемику о немецкой нации. По их мнению, современные немцы — это потомки древних германских народов, о которых рассказывается в трудах римских мыслителей — Юлия Цезаря (100-44 года до нашей эры) и Корнелия Тацита (55-116 года нашей эры), автора знаменитого произведения «Германия».
С точки зрения Ульриха фон Гуттена (1488-1523 гг.), именно Тацит наиболее точно приблизился к пониманию истории развития Германии и происхождения немецкой нации, которая во многом если не была равной, то превышала римлян. Немецкие гуманисты сделали своим героем Армина, который одержал победу над римскими войсками в битве в Тевтобургском лесу в 9 году нашей эры.
Интерес немецких мыслителей к их знаменитым предшественникам и литературе того времени, как показывает история, продолжился и в 18 веке — это чувствуется по вдохновленной патриотичной поэзии Фридриха Готлиба Клопштока (1724-1803 гг.) и поэтами, входящими в группу Göttinger Hain, основанную в 1772.
Ученый Норберт Элиас утверждал, что то повышенное внимание, которое немецкие философы и писатели обращали на труды римских интеллектуалов, было в значительной степени мотивированно отказом от аристократических придворных традиций, которые свойственны их французским коллегам.
Накануне Великой Французской революции (1789 год), немецкое государство было разделена на практически 300 политических субъектов различных размеров, каждая из которых обладала своей степенью суверенности. В 1974 году французские войска заняли левый берег Рейна, который был разделен между несколькими княжествами.
В 1806 году Наполеон Бонапарт (1769-1821 гг.) расформировал территорию Священной Римской империи. В том же году наполеоновские войска разгромили Пруссию и ее союзников в сражениях под Йеном и Ауерштетом. Немецкий национализм сформировался в ответ на это поражение. Во время Освободительной войны (1813-1815 годы) к армии присоединилось немало патриотов-добровольцев, и союзные войска под прусским руководством прогнали французов с немецкой территории.
Те, кто надеялся, что будет создано единое немецкое государство, разочаровались в этих чаяниях после Венского конгресса (1815 год). Династические правители отдельных германских земель так и остались при своих должностях. Вместе с подъемом исторической науки в первой половине 19 века, акцент на немецкую историю дополнялся представления средневековых мыслителей об истоках немецкой нации.
В эпоху национализма, когда нация-государство понималось как конечная точка исторического развития, немецкие историки пытались объяснить, почему Германия, в отличие от Франции и Англии, до сих пор так и не смогла стать единым государством. Они полагали, что обнаружили ответ на этот вопрос в средневековом периоде истории. Вскоре после смерти Карла (814 год), империя Каролингов разделилась на северное, срединное и восточное королевства.
Если рассматривать историю образования Германии с телеологической точки зрения историков 19 века, западное королевство стало Францией, восточное – Германией, а серединные земли оставались яблоком раздора между этими государствами. Немецкий король Отто I, правивший в 10 веке (пришёл к власти в немецкое государство в 936 году), организовал ряд экспедиций в Рим. В 962 году Папа Римский короновал его как императора. Начиная с этого момента, начала формироваться тесная связь между немецким государством и средневековым вариантом Римской империи.
Немецкие историки 19 века рассматривали средневековое королевство как начало процесса формирования национального немецкого государства. Средневековый правитель являлся основным инициатором национального развития, однако современные историки склонны полагать, что реальные действия императоров противоречили этой высокой цели.
Самыми главными злодеями средневековой истории, особенно в глазах протестантов, были папы и те немецкие князья, которые поддержали их против императора по причинам, которые были названы «эгоистичными». Оппозиция папы и князей, как полагали историки, «душила» правильное развитие немецкой нации. Высшей точкой была эпоха императоров Гогенштауфен (1138 год—1254 год.).
Император Фридрих I Гогенштауфен считается великим героем немецкого государства, хотя после его правления империя вступила в длительный период упадка. Первые Габсбурги, по мнению современных исследователей, подавали большие надежды, но их преемники ничем особенно хорошим не отличились. Низшая точка в развитии национального самосознания считается Тридцатилетняя война (1618 год—1648 год), когда Германию терзали как внешние, так и внутренние враги.
Образованная буржуазия и народные массы Германии 19 века чаяли надежды на обновление государства, однако не было принято единого мнения, каким именно оно должно быть. Основной конфликт заключался между сторонниками grossdeutsch – «большой Германии» под австрийским началом и kleindeutsch – «маленькой Германии» под прусским управлением и без учитывания территории Австрии.
Был реализован второй вариант, когда Пруссия одержала победу в ряде войн – победила Данию в 1864 году, Австрию в 1866 году и Францию в 1871 году. В трудах прусской школы истории победа Пруссии и основание Германской империи в 1981 году изображается как реализация планов средневекового императора Фридриха I.
После основания империи, правительство Германии следовало захватнической политике, направленной и на другие страны, и на территории, сопряженные с восточной границей. Поражение в Первой Мировой войне серьезно отразилось на новейшей истории Германии и привело к широкому росту недовольства условиями Версальского мирного договора, которые многие немцы считали несправедливыми.
Также народ выступал против основателей Веймарской республике, так как считал их предателями. Адольф Гитлер, лидер национал-социалистической партии, сознательно эксплуатировал негодование масс и ее их желание достичь национального величия. Подводя итог фашисткой истории страны Германии, кратко отметим, что пропаганда национал-социалистов была построена на возвеличивании немецкой нации, ее биологическом превосходстве над другими расами.
Национальная идентичность Германии
После Второй мировой войны, оставившей немалый след в истории Германии 20 века, вопрос о национальной идентичности немцев стал не слишком удобен, так как национальное движение, казалось бы, завершилось вместе с правлением Третьего рейха, ведь одним из его сторон было убийство миллионов людей, в том числе 6 миллионов евреев. Дальнейшие годы немецкой истории были посвящены борьбе с этой проблемой.
В современной истории Германии было предпринято немало попыток объяснить идеологию нацизма и преступления, совершенные фашистами. Некоторые считают, что Адольф Гитлер и его приспешники – это злодеи, введшие в заблуждение немецкий народ. Другие винят нацизм в недостатке у немцев национального характера. Третьи видят начало проблем немецкого государства в отказе от рациональных и универсальных принципов Просвещения и принятии романтического иррационализма.
Марксистские исследователи считают нацизм формой фашизма, который, в свою очередь, по их мнению, является капитализмом, сформировавшимся при определенных исторических условиях. Есть также мнения о неудачной буржуазной революции 19 века и затяжной власти феодальных элит – это также ставят в причины развития нацизма. Интерпретации такого рода называют Vergangenheitsbewältigung («преодоление прошлого»).
Эти попытки приобрели широкое распространение в Западной Германии во время социалистического правления в ГДР. Некоторые немцы подчеркивали сходство между этими двумя формами диктатуры – национал-социалистической и коммунистической, в то время как другие, в основном восточные немцы, считали, что Третий рейх и ГДР – это совершенно разные по существу государства. Различия между мнениями Западной и Восточной Германии называют с так называемой Mauer in den Köpfen, или стены – намек на реальную стену, которую воздвигли, чтобы разделить Восточную и Западную Германии.
В последние годы немецкий национализм был пересмотрен в соответствии с видением нации как «воображаемого сообщества», который базируется на «выдуманных традициях». Ученые сосредоточились на организации, символике и пути развития национального движения, как оно развивалось в 19 веке.
Наиболее значительный вклад в развитии национального самоопределения той поры играли общественные объединения, которые возвращались обратно к местным, региональным и национальным традициям; ряд памятников, установленных правительством и гражданами; различные работы по истории Германии и мысли историков, о которых уже упоминалось выше. Кроме того, есть еще и литература, в которой также шло осмысление понятия национального.
Существует немало разногласий по поводу политических последствий критической истории национализма в Германии. Некоторые ученые, казалось бы, стремятся отказаться от девиантных последствий современного немецкого национализма, сохраняя попутно те аспекты, с которыми, по их мнению, немцам и стоит себя идентифицировать. Другие видят национализм как опасный этап в процессе историческом развития, который немцы должны оставить позади.
Этнические отношения
Создатели Grundgesetz («Основной закон», или Конституция) Федеративной Республики Германия, утверждённого в 1949 году, приняли старые законы, согласно которым гражданство определяется в соответствии с jus sanguinis (букваьно: «право крови») , то есть, ребенок должен родиться от родителей-немцев. По этой причине многие люди, родившиеся за пределами Германии, считаются немцами, в то время как родившиеся в самой Германии таковыми не являются.
Начиная с 1960-х годов, страна начала признавать миллионы иммигрантов, которые играют огромную роль в экономике. Хотя рабочих-иммигрантов из Турции, Югославии, Италии, Греции, Испании и Португалии называли гастарбайтерами, многие из них так и остались жить в Германии, завели здесь семьи. Они ассимилировали свою жизнедеятельность с немецким образом жизни.
Тем не менее, получить немецкое гражданство для них довольно непросто. Сами немцы считают их Ausländer (иностранцами). Начиная с 2000 года, вступили в силу новые законы, которые предоставляют двойное гражданство детям иностранцев, которые родились в Германии.
Из-за нового законодательства усилились дискуссии о статусе Германии как стране иммигрантов. В настоящее время все основные политические партии согласны с тем, что Германия есть и должна быть страной иммигрантов, однако их мнения расходятся касаемо многих аспектов иммиграционной политики.