Путешествуя по городам и весям, исторически связанным с Римской Империей, я успела повидать много триумфальных арок. Неудивительно, что немало их сохранилось до наших дней – для римлян каждое подобное сооружение являлось важной вехой – этаким наглядным напоминанием о том или ином историческом событии, императоре, знаковой войне или вообще – целой эпохе. В современном Риме нас привлекают три довольно хорошо сохранившиеся триумфальные арки: Арка Септимия Севера и Арка Тита на Форуме и Арка Константина возле Колизея. Чем же примечательна Арка Константина и в чём её принципиальное отличие от других арок?
История Арки Константина
Для меня Арка Константина оказалась одним из самых загадочных сооружений своей эпохи. Даже время её создания учёные определяют неоднозначно. С одной стороны, судя по надписи на арке, её воздвигли в год десятилетия правления Константина (315 г. нашей эры). С другой стороны, существует масса других предположений, например о том, что арку построили гораздо раньше – при Марке Аврелии или Адриане, а Константин только переделал её «под себя».
Такие сомнения вполне объяснимы, ведь Арка Константина – и это установлено совершенно точно – представляет собой сборную конструкцию из элементов разных стилей и эпох. То есть в этой арке фрагменты разных памятников объединены в одно сооружение, как бы «втиснуты» в некую общую концепцию, над которой исследователи ломают голову и поныне.
В Риме я часто находила примеры использования античных элементов при постройке более поздних зданий. Для таких элементов даже придумали специальный термин «spolia» (в переводе – военная добыча). Но в Арке Константина количество таких spolia чрезмерно, даже для Рима.
Рассказывая про Арку, не могу не уделить немного внимания эпохе и личности императора Константина. Личность эта легендарная, во многом определившая ход мировой истории, ведь Константин – первый римский император, сделавший христианство, по сути, государственной религией и даже якобы сам крестившийся перед смертью. Собственно, некоторые объекты, связанные с эпохой Константина, дошли до нас в сохранности только потому, что римская католическая церковь всегда относилась к первому императору-христианину с пиететом.
Константин был провозглашён Августом после смерти своего отца в 306г, однако его власть была в тот момент скорее провинциальной, чем императорской. Римскую империю раздирали противоречия, власть была разделена между четырьмя правителями, сидевшими в разных провинциях. В такой ситуации гражданская война была неизбежной. В 306г власть в Риме захватил сын одного из предыдущих правителей – Максенций, отличавшийся замашками тирана. Пять римских императоров – это было уже слишком. В 312г Константин разгромил войска Максенция в битве у Мульвиева моста. По официальной версии, в честь этого события и была впоследствии воздвигнута триумфальная арка, известная нам под именем Арки Константина. Её уникальность ещё и в том, что это был первый случай, когда арку воздвигли в честь победы в гражданской войне, а не над внешним врагом.
Надпись на Арке, помимо прочего, сообщает нам, что Константин победил тирана с помощью «божественного вдохновения». Историки видят в этих словах глубокий смысл. Дело в том, что обычно римляне воздавали благодарность богам более конкретными фразами, например, - «при благосклонности богов» и т.п. Поэтому в туманном «божественном вдохновении» видится некий компромисс: переход к христианству уже наметился, но и обижать старых богов в традиционном римском обществе в то время было бы политически недальновидным.
В этой связи уместно вспомнить легенду о видении, посетившем Константина накануне битвы с Максенцием. В деталях история разнится, но общий смысл таков: Константин увидел некое знамение, а затем и сон, в котором получил указание – использовать в битве христианский символ со знаменитым напутствием - «Сим победиши». Классическая легенда рассказывает о видении огненного креста в небе – эта тема нашла своё отражение в росписи Зала Константина в Ватиканском дворце. Фреска, выполненная Рафаэлем и его учениками, так и называется «Видение креста».
Для меня было неожиданно узнать, что после победы 312г Константин побывал в Риме только два раза. В 324г он сломил сопротивление последнего противника и стал полноправным и единственным императором. Тогда же начали отстраивать новую столицу империи – будущий Константинополь. Во многом благодаря последующему триумфальному шествию христианства по Европе, деятельность императора получала, как правило, высокую оценку у потомков. Однако нельзя не отметить, что в эпоху его правления уже обозначился переход от высокой античности к дикости и простоте средневековья. И, что удивительно, данный переход нашёл отражение и во внешнем оформлении Арки Константина. В чём же именно?
Архитектурные особенности и сюжеты Арки Константина
Давайте попробуем разобраться в обилии сюжетов, представленных на Арке Константина и в их изначальной принадлежности.
Наверху сразу обращают на себя внимание 8 массивных скульптур (по 4 с каждой широкой стороны арки). Исследователи не сомневаются, что это фигуры покорённых варваров – их выдают, как минимум, штаны, которых не носили римляне. Также практически нет сомнений в том, что эти скульптуры созданы в эпоху императора Траяна и украшали один из монументов, воздвигнутых в честь его побед.
Я уже говорила о «сборном» характере Арки Константина и о «spolia», но на самом деле учёные и исследователи до сих пор не могут объяснить некоторых аспектов этого явления. В самом деле, представьте себе: стоит в Риме некий монумент, посвящённый одному из самых популярных императоров, стоит всего лет 200 – ничто по историческим меркам, тем более – древнеримским. И вот внезапно из этого памятника выламывают некоторые куски и монтируют их в новое сооружение. Неужели, такое было в порядке вещей? Или у римских императоров были хранилища неиспользованных памятников разных эпох, из которых можно было черпать вволю? А может быть (ещё одна версия), строители были сильно ограничены во времени или в средствах, и в связи с этим им пришлось пойти на крайние меры? Ответить сейчас на эти вопросы очень трудно.
Здесь же на верхнем ярусе Арки между каждой парой варваров расположены двойные рельефные изображения (всего их, соответственно, 4). Они описывают военные кампании ещё одного предшественника Константина – Марка Аврелия. Предполагают, что рельефы были взяты с триумфальных арок, посвящённых этому императору. На них показаны различные эпизоды военной деятельности правителя: вот к нему подводят пленённых варваров, вот он обращается с речью к своим солдатам, рядом – торжественный обряд принесения в жертву животных и т.д.
Вы наверно не удивитесь, если я скажу, что на всех этих рельефах лицо императора Марка Аврелия переделано резчиком в лицо Константина. Действительно, в Риме существовала подобная практика. И съёмные головы для огромных императорских статуй вовсю использовали, и попавших в опалу деятелей на изображениях заменяли. Константин не был в этом первооткрывателем, и нет ничего удивительного, что все изображения императоров, представленных на арке (а это не только Марк Аврелий), были переделаны под него.
Ниже, над боковыми пролётами арки, мы видим с каждой стороны по 4 круглых медальона. Исследователи уверены, что они относятся к эпохе императора Адриана – присутствуют изображения самого правителя (на арке – переделанного в Константина) и его приближённых – Антиноя и Антонина Пия. Не исключают даже, что арка была возведена при Адриане, а во времена Константина её только достроили. Тематика изображений – чередование охоты и жертвоприношений. Есть сцена охоты на кабана, на льва (причём сам лев приделан в константиновские времена), принесение жертв Аполлону и Герскулесу.
Рекомендую вам обратить внимание на два медальона, обрамлённых порфиром, изначально весь ярус выглядел именно так. Примечательно, что императора-христианина, похоже, нимало не смущали изображения, на которых он приносит жертвы языческим богам.
Крупные рельефы на боковых и внутренних сторонах арки вновь возвращают нас к временам Траяна. Считается, что эти четыре изображения были частью «Большого фриза Траяна», размещавшегося на Ульпиевой базилике. Здесь изображены военные победы римлян: конница буквально сметает и топчет врагов, а поверженные варвары валяются в прахе или просят пощады.
Теперь советую вам приглядеться к полоске рельефа, находящегося прямо над боковыми пролётами арки и пересекающего её по всему периметру. Эти элементы не были заимствованы с других памятников, а действительно созданы при Константине. Представлены различные сюжеты: осада некоего города, вступление армии в Рим и др.
Конечно же, отражены события судьбоносной битвы у Мульвиева моста: побеждённые тонут в реке, их трубачи дают сигнал отступать. Кстати, и сам тиран – Максенций – утонул в Тибре, пытаясь сбежать после битвы.
Есть на этом рельефе и картины мирной жизни, например, выступление императора на рострах перед народом.
Думаю, вы, как и я, разглядывая элементы этой арки, заметили, насколько примитивными в художественном плане кажутся изображения фриза Константина по сравнению с фрагментами памятников более ранних времён. Искусствоведы разделяют наше мнение, упрекая картинки, описывающие деяния Константина в отсутствии перспективы и глубины, в непроработанности деталей и отдельных черт, в несоблюдении пропорций и т.д. Всё это отмечал в средние века сам Рафаэль, писавший, что «скульптуры на арке весьма слабы и лишены всяких признаков искусства и хорошего исполнения; при этом всё, что похищено с памятников Траяна и Антонина Пия, прекрасно и выполнено в идеальном стиле».
В этом художественном несоответствии различных элементов Арки Константина и выражается тот переход из античности в средневековье, о котором я говорила ранее. Как верно заметил один исследователь: «Аркой Константина архитектурная история Древнего Рима заканчивается. После нее все уже будет по-другому».
Как добраться до Арки Константина
Арка Константина (1) расположена на via Sacra, между Колизеем (2) и Палатином (3). Добраться сюда проще всего на метро: выходите на станции Colosseo линии В (4). Здесь останавливается также множество автобусов, ближе всего к арке подъезжают №№ 51, 75, 85, 87, 117. Невдалеке проходят трамвайные маршруты №№ 3, 8. В шаговой доступности от Арки Константина расположено множество достопримечательностей. Помимо Колизея (2), вы можете исследовать знаменитый Римский Форум (5). Удобно приобрести билет на посещение сразу трёх объектов: Форума (5) , Палатина (3) и Колизея (2). Билет стоит 12 EUR и действует два дня, поэтому рекомендую в первый день погулять по Форуму и Палатину, а во второй – отправиться в Колизей (бонус в том, что не придётся стоять в очереди). Из Колизея, кстати, открывается отличный вид на Арку Константина.
Если вы хотите отдохнуть, идите в парк на Оппийском холме (6). Здесь, если повезёт, вы сможете посетить раскопки Золотого Дома императора Нерона. Или двигайтесь вверх по via dei Fori Imperiali – к Форуму Траяна (7) и Алтарю Отечества (8). Поверьте, куда бы вы ни направились, скучать вам не придётся!