Помню, как, приехав в Венецию в первый раз, я сразу села на вапоретто у вокзала, и мы поплыли в сторону центра города. Как восхитили меня тогда виды Гранд-Канала! Переводя взгляд от дворца к дворцу, от церкви к церкви, я никак не могла поверить, что это не сон, и я действительно, наконец, в Венеции. Но удивительно: в какой-то момент я поймала себя на мысли, что несмотря на весь мой медитативный восторг, я как будто хочу проскочить эти роскошные палаццо поскорее. Их я осмотрю потом, времени много, а сейчас — сейчас я сгораю от нетерпения, мне хочется увидеть то главное, самый венецианский в мире вид, знакомый наверно каждому. И вот — остановка, ещё одна, и из-за угла выплывает он — Мост Риальто — главный символ Венеции.
Туристы, которые только что лихорадочно фотографировали причудливые фасады Канала, сразу забывают обо всём: теперь их интересует только этот мост, и пока он не скроется из виду, остальным венецианским достопримечательностям придётся подождать.Впоследствии, плавая по Гранд-Каналу, я неизменно отмечала такую реакцию людей на Мост Риальто. В других местах Венеции, даже на сакральной площади Сан-Марко с её шедеврами, вы не столкнётесь со столь бурными восторгами. В чём же секрет Моста Риальто?
Район Риальто. Старые мосты
Название Моста происходит от одноимённого обозначения района Венеции — Риальто (от латинского «rivo altus» — высокий берег). Считается, что эту область будущего города поселенцы обжили одной из первых. Так, годом создания Церкви Сан-Джакомо-ди-Риальто, расположенной на площади перед Мостом, числится 421 год — тогда же, по легенде, была основана сама Венеция. Неудивительно, что впоследствии район Риальто играл такую важную роль в жизни республики.
Бурно развиваться Риальто начал с XI века — здесь обосновался главный городской рынок, в результате чего это место навсегда стало экономическим центром города. В годы республики торговля была основой благосостояния Венеции, а название «Риальто» стало известным на весь мир: даже Шекспир, никогда не бывавший в Венеции, использовал его в своей пьесе «Венецианский купец». Рынок Риальто был этакой биржей республики, и легко представить, каким ключом здесь била жизнь в годы расцвета Венеции.
Рынок (торговые ряды XVI века) здесь существует и в наше время, и гордо именуется «старейшим действующим рынком Европы», правда размах торговли уже не тот, да и закупаются здесь только самые беспечные туристы — дорого.
Зато тут работает неплохой рыбный рынок: до 12 часов дня на Риальто можно приобрести свежие морепродукты.Но, как и везде в Венеции, воспоминания о старых временах нет-нет, да и проглядывают в районе Риальто. Взять хотя бы часы XV века на церкви Сан-Джакомо — ну представьте, могли бы мы сейчас пользоваться хронометром с одной часовой стрелкой? Едва ли, в современной жизни приходится порой считать даже не минуты — секунды. А вот люди позднего средневековья мерили время только часами, и даже встречи как-то ухитрялись назначать. Кстати, заметьте, что циферблат часов разбит на 24 деления, а не на 12, как мы привыкли.
На церковной стене можно отыскать два рельефных изображения-эталона, обозначающие минимальные размеры устриц и рыб, продаваемых на Риальто. Обратите также внимание на крест со стороны одного из фасадов церкви. Говорят, что надпись рядом с ним призывает торговцев не дурить покупателей.
Но не будем сильно углубляться в район Риальто, и вернёмся к главному объекту нашего сегодняшнего интереса. Первый мост через Гранд-Канал был понтонным и появился на месте нынешнего Моста Риальто в 1181 г. Место для переправы было выбрано не случайно: во-первых, развитие рынка сделало Риальто самым людным районом Венеции, а во-вторых, именно здесь ширина Канала имеет минимальные размеры, что заметно даже на современных фотографиях города с высоты.
В 1255 г. старую переправу заменили на более прочный и вместительный деревянный мост, по форме весьма похожий на современный Мост Риальто. Этому мосту досталась бурная эпоха жизни Венеции: в 1310 г. он сильно пострадал от рук заговорщиков во время восстания Тьеполо, а в 1444 г. — и вовсе обрушился под тяжестью зевак, сбежавшихся смотреть на какую-то пышную процессию на Гранд-Канале. Это нисколько не удивляет: Канал всегда был парадной улицей Венеции — здесь устраивались пышные праздники, свадебные процессии, торжественные приёмы зарубежных гостей. В такие моменты нагрузка на мост была, конечно, колоссальной.
На замену рухнувшему мосту пришёл новый — тоже деревянный, но упроченный и оснащённый разводным механизмом для обеспечения прохода по Каналу крупных судов. Примерно в то же время — в середине XV века — мост приобрёл нынешнее название, а по бокам его появились торговые лавки. Налоги, взимаемые с торговцев, шли на поддержание моста в надлежащем состоянии. Получалось это с переменным успехом: с мостом по-прежнему частенько случались эксцессы, вроде обрушения перил, а в 1524 г. он обвалился целиком, повторив судьбу предшественника.
Если будучи в Венеции, вы окажетесь в Галерее Академии, обязательно найдите там картину Карпаччо 1496 г. «Чудо реликвии святого Креста на мосту Риальто». На этом полотне мы видим тот самый мост с раздвижной конструкцией в центре. Очертания его, опять-таки, напоминают Мост Риальто наших дней.
Ну а власти Венеции после обрушения очередного моста, наконец, задумались о создании капитальной каменной переправы через Гранд-Канал. И вот тут-то начинается история нынешнего Моста Риальто.
История Моста Риальто
Был объявлен конкурс на строительство каменного моста через Канал. Разговоры об этом велись ещё в 1503 г., у некоторых архитекторов уже имелись определённые наработки, но всё равно — процесс рассмотрения заявок растянулся, фактически, на два десятилетия. В конкурсе приняли участие самые видные специалисты своего времени: Палладио, Сансовино, Микеланджело и др. Поэтому, когда в 1551 г. было решено принять проект малоизвестного архитектора Антонио де Понте, венецианская публика не скрывала удивления. Наверняка не обошлось без шуток на тему того, что при выборе решающую роль сыграла фамилия мастера (ponte по-итальянски значит «мост»).На самом деле, конечно, всё было несколько сложнее. Маститые архитекторы, все, как один, предлагали конструкции арочных мостов — надёжные и эстетичные, в духе того времени. Общие черты проекта Палладио, например, можно увидеть на картине Каналетто XVIII века: пейзаж-фантазия даёт представление о том, какой вид мог иметь мост и его окрестности.
Власти Венеции с опасением отнеслись к проектам арочных мостов — подобные конструкции (это видно и на картине) могли серьёзно замедлить транспортный поток на Канале, который уже и тогда был очень интенсивным. Меня всегда несколько удивляло, что до 1854 г. Риальто был единственным мостом через Гранд-Канал. Возможно, не последнюю роль в нежелании увеличивать количество переправ играли те самые опасения — а ну, как ухудшим проходимость главной транспортной артерии города? Проект Понте приглянулся комиссии как раз тем, что это был однопролётный мост, нисколько не перегораживающий путь даже довольно крупным судам. Вес его должен был держаться на фундаментах по двум берегам Канала. Тогда же подали голос скептики: многие опытные архитекторы утверждали, что такая конструкция совершенно не надёжна, и мост обречён на скорое обрушение. Что ж, как это часто бывает, время всё расставило по местам.
Скептицизм людей перед строительством моста по проекту Понте нашёл отражение в забавной легенде, связанной с Риальто. Якобы, обсуждая строительство моста на рынке, некий мужчина в сердцах воскликнул, что у него скорее вырастет третья нога (или что-то типа — детали разнятся) между двух имеющихся, чем этот мост удастся построить. Некая известная в узких кругах венецианка поддержала шутку, заявив, что, если мост будет возведён, у неё между ног заполыхает огонь. Казалось бы, чего не скажешь в запале? Но вот, через некоторое время после строительства моста на палаццо Камерлинги появились два необычных рельефных изображения, которые мы и сейчас можем видеть на фасаде здания со стороны моста. На одном из них виден странный трёхногий сатир, а на другом — женщина-гарпия, у которой действительно между ног бушует пламя.
Легенда отмечает, что изображения появились не только в назидание скептикам, но и качестве сигнала от властей: мы видим и слышим всё, что происходит в городе. Так или иначе, но строительство моста шло своим ходом, и к 1591 г. Венеция обрела, наконец, надёжную переправу через Канал. С тех пор Мост Риальто общей длиной 48 м и высотой в центре 7,5 м является неотъемлемой частью венецианского пейзажа. Сейчас на нём, как и встарь, размещаются торговые лавки: их 24 — по числу арок с каждой стороны моста.
Как ни странно, за всё время Мост Риальто не оброс большим количеством легенд. Кроме уже рассказанной выше, приводится ещё только одна история: чтобы успешно завершить строительство, архитектор заключил сделку с дьяволом — тот заберёт душу первого, кто пройдёт по мосту. Этим первым оказался ребёнок архитектора. История печальная, но немного шаблонная — не покидает ощущение, будто что-то подобное рассказывают про многие другие мосты. Но Мосту Риальто, похоже, и не нужны легенды, чтобы привлекать туристов — он давно стал легендой сам по себе. В чём же его феномен?
Мост Риальто в наши дни
До наших дней Мост Риальто дошёл в неизменном виде: в 1704 г. проводилась небольшая реконструкция, но основные детали сооружения она не затронула. Безусловно, туристов привлекает в Риальто его почтенный возраст и необычный для нашего времени вид. Действительно, в прежние времена так выглядело большинство мостов, но до наших дней дошли только Риальто да Понте Веккьо во Флоренции.
Но, по-моему, популярность Риальто объясняется не только перечисленными факторами. В конце концов, мало ли в мире старых красивых мостов, но далеко не каждый из них становится главным символом такого богатого историей города, как Венеция. А ведь архитектурные и эстетические характеристики Моста Риальто часто подвергались критике, но, как это порой бывает (вспомните Эйфелеву башню в Париже), мост критику благополучно пережил и занял своё уникальное место в ряду венецианских достопримечательностей. Его изображение красуется на большинстве венецианских магнитов и сувениров. Думаю, что в притягательности Моста Риальто есть что-то иррациональное. Приезжая в Венецию, мы видим легендарный город, замерший во времени больше 200 лет назад. И наверно подспудно мы ждём от города цельного впечатления, которое в некоторой степени нарушается более современными объектами, вроде Моста Академии и др. А Мост Риальто, напротив, исключительно органично вписывается в венецианский ландшафт. Двигаясь по извилистым улочкам от Сан-Марко к Риальто, поднимаясь на Мост и переходя через него к рыночной площади, мы в точности повторяем путь, которым ходили венецианцы более 400 лет назад. Возможно, в мире нет другого города, где было бы можно составить подобный маршрут, и для меня именно в этом заключается главная прелесть Венеции и Риальто.
Совсем недавно — в 2015-2016гг. Мост пережил самую серьёзную за годы своего существования реставрацию. Работы были проведены масштабные, при этом особый упор был сделан на то, чтобы не нарушить ничего в исторической конструкции Риальто. Похоже, поставленные цели были достигнуты: в общей сложности был заменён только 1% старых материалов конструкции. Меня в истории с реконструкцией Моста поразило одно: средства на проведение работ — около 5 млн. EUR — выделило не правительство Италии и не городская коммуна Венеции и даже не какой-нибудь фонд культуры, а частное лицо — бизнесмен Ренцо Россо. Только он откликнулся на тендер, объявленный на проведение ремонта Моста. Сейчас все довольны, звучит много пафосных фраз, но возникает вопрос: а если бы меценат не нашёлся, то Риальто и ещё 200 лет простоял бы без ремонта? Понятно, что и бизнесмен имеет здесь определённый интерес, и вообще — может в Европе так принято, но для русского человека такой подход выглядит странновато.
Сейчас Мост Риальто уже освободился от лесов и по-прежнему услаждает взоры многочисленных гостей Венеции. Кроме того, с Моста открываются замечательные виды на Гранд-Канал и его дворцы, публики здесь всегда много. В бутиках на мосту с радостью принимают покупателей — торгуют ювелирными украшениями, сумками, сувенирами. Думаю, не нужно вам говорить, что цены здесь драконовские. Но для многих купить что-то именно на Мосту Риальто — удовольствие, за которое не жалко доплатить.
Как добраться до Моста Риальто
Лучше всего добираться до Моста Риальто (1) на вапоретто, курсирующих по Гранд-Каналу (№№ 1, 2 и др.). Остановка Rialto (2) находится рядом с Мостом.
Напоследок
Зайдите в Церковь Сан-Джакомо-ди-Риальто (3), о которой я упоминала в начале своего рассказа, прогуляйтесь по старому рынку (4).
Вокруг множество достопримечательностей. В двух шагах от Моста находится театр Гольдони (5), а на другом берегу — совсем недалеко Музей современного и восточного искусства в палаццо Ка’ Пезаро (6) и знаменитый Ка’дОро — Золотой дом (7). Минут за 10-15 вы можете дойти даже до площади Сан-Марко. Можно сказать, что всё в Венеции находится в шаговой доступности от Моста Риальто.