Транспорт в Италии
Общественный транспорт в Италии развит отлично.
Поэтому мы с мужем во время отпуска оставляем свои автомобили в гараже. Едем на авто только в том случае, если решили покататься на лыжах в Альпах. Хорошие отели в горах значительно дешевле, если они расположены в нескольких километрах от туристических центров.
Поэтому первым делом берем билеты на поезд.
Железная дорога
Система железнодорожного сообщения соединяет все регионы Италии.
Кстати, большинство наших знакомых итальянских семей на дальние расстояния предпочитают ездить по железной дороге – ferrovia.Это менее хлопотно, гораздо быстрее и дешевле, ибо бензин в Италии дорогой.
Чтобы вы не запутались при покупке билетов, расскажу вкратце о поездах. Они подразделяются на скоростные и региональные. Главное отличие в них это не только скорость передвижения, но и комфорт, и, соответственно, стоимость проезда.Самые дорогие это:
Freccia rossa - «Красная стрела»
Высокоскоростной поезд, идущий со скоростью до 400 км в час.
Им пользуюсь, если еду на далекое расстояние, например, из Римини в Салерно. Поезд делает всего несколько остановок во время пути.
В вагонах ( и в туалете) стерильная чистота. Во время пути всем предлагают бесплатный кофе и бисквиты.
Freccia bianca – «Белая стрела»
Скоростной поезд, идущий со скоростью 200 км в час.
Из Генуи в Рим домчит за 3 часа всего с 5 остановками.
Freccia argenta- «Серебряная стрела»
К сожалению, он ходит в ограниченное число городов.
Во всех этих поездах вагоны подразделяются на классы. Первый класс самый комфортабельный и чистый, но билеты дороже в 2-3 раза по сравнению с эконом классом.
Региональные поезда.
Пользуюсь ими исключительно для переезда в соседний город. Во-первых, они идут со всеми остановками, с задержками, пропускают скоростные поезда. В них не очень чисто и часто дурно пахнет. После поездки вещи приходится нести в чистку. Какое-то время назад в них еще можно было ездить, но сейчас в связи с наплывом мигрантов я вам советую не экономить на билетах.
Если поездка плановая, то билеты я покупаю заранее за неделю или две на сайте www.trenitalia.it. Сразу видны все предложения со скидками. Самые дорогие билеты на утренние и вечерние часы, Самые недорогие на ранние, среди дня, и поздние.
NB! Купленный билет необходимо перед поездкой прокомпостировать!
Билеты с указанием номера поезда, вагона и места компостировать НЕ НУЖНО
В здании вокзала и на платформах установлены специальные ящики желтого или зеленого цвета, куда надо вставить край билета, чтобы отпечаталось время и дата отправления. Если этого не сделать, вы считаетесь «зайцем» со всеми вытекающими последствиями. Штраф от 50 евро.
Метро
Бывая в Милане, Риме, Турине и других крупных городах, я пользуюсь метро.
Стоимость проезда зависит от расстояния.
Билеты продают в автоматах на станции метро, в табачном и газетном киосках и он действителен для проезда на всех видах общественного транспорта.
Автобусное сообщение
Автобусами пользоваться не люблю, опять же в силу того, что на них ездит много мигрантов. Хотя добраться на них можно во все концы Италии. В каждом регионе есть компании, специализирующиеся на перевозке пассажиров из Рима во Флоренцию, или из Венеции в Римини. Например, BONELLI BUS, в Емилье Романье. Одно большое НО. Они работают только в туристический сезон с мая по конец сентября.
Городские и пригородные автобусы ходят круглый год. Стоимость городского проезда 1.30 евро за 60 минут.
Купить билеты можно в табачных магазинах, газетных киосках. Можно взять и у водителя, но билет обойдется в 2 евро.
Все автобусы ходят по расписанию, которое вывешивают на остановке.
В будние и выходные дни время движения отличается.
Feriale – рабочие дни
Festivo - выходные и праздники. Праздничные в Италии отличаются от российских.
NB! Первое время, пока я не получила итальянские права, приходилось ездить городскими автобусами. Долгое время не могла привыкнуть, что они грешат опозданиями, хоть и висит расписание движения. Еще Муссолини давал обещание своим гражданам, что поезда и автобусы будут ходить во время. Муссолини давно нет, а транспорт как ходил с опозданиями, так и ходит.
Поэтому лучше перестраховаться и выехать с запасом, вдруг к назначенному времени автобус не придет. Причин вам никто не объяснит, а вы опоздаете на самолет.
Билеты на общественный транспорт нужно компостировать на входе. Они имеют временное ограничение – 60 или 90 минут, и стоимость проезда зависит от расстояния. Если понимаете, что время на билете подходит к концу, а вы не доехали, пробивайте следующий билет. При пересадке можно ехать по уже прокомпостированному билету, пока время не истечет.
Не шутите с итальянскими контролерами, прикрываясь тем, что вы турист. Не поможет, штраф все равно влепят. Проще заплатить 2 евро, чем отдать 60 за "авось прокатит и так".
Авто
Если вы все-таки решили взять авто в аренду, помните, что основная проблема в Италии - найти парковочное место. На бесплатных место найти практически невозможно, и их число ограничено.
Стоимость парковки недешевая, у нас в Фано 1.6 евро за час. В крупных городах дороже. Условия стоянки прописаны на кассе оплаты.
В исторический центр города могут въезжать по специальным пропускам только те, кто там живет. Все остальные пользуются автобусами-трамваями-велосипедами, либо ходят пешком. В крупных городах, таких как Милан, есть специальные платные пропуска на въезд в центр.
Считая затраты на авто и бензин, не забудьте, что проезд по скоростным трассам платный. Региональные дороги бесплатные.
Кстати, в том же Милане или Турине есть новый вид общественного транспорта - велосипеды, которые можно взять на прокат, а затем оставить на специально организованных парковках.
Сама не пользовалась, потому что не чувствую себя уверенно на велосипеде на проезжей части. Если вы велосипедный ас, то велосипед, пожалуй, самый удобный вид транспорта для передвижения по городу.
Есть еще один важный момент.
В Италии водители автобусов и поездов часто бастуют. Поэтому внимательно смотрите объявления, которые вывешивают на остановках. Если увидите SCIOPERO, смотрите на дату. Это день забастовки.
Хороших вам путешествий по Италии.
я нашел ошибку!