Феодосия – небольшой город на юго-восточной оконечности полуострова Крым, вдохновлявший людей творчества на великие дела. Здесь создавал Айвазовский свои знаменитые марины, здесь провела детство и Вера Мухина. Я уверена, что Феодосия, открытая навстречу всем ветрам, оказала влияние на личность будущего скульптора. Работы Мухиной отличаются легкостью и какой-то смелостью, а разве море и прибрежные города – не такие?
Я пришла в музей Веры Мухиной жарким днем, чтобы хоть немного укрыться от палящего солнца и привести мысли в порядок. Шла, признаюсь, без особого интереса, но если бы я знала, сколько нового и любопытного мне предстоит узнать об одной из величайших женщин-творцов 20 века!
Кто такая Вера Мухина
Когда я впервые оказалась в музее Веры Мухиной в Феодосии, признаюсь, я мало что о ней знала. Конечно, как и многие, я была в курсе, что она – автор известного памятника «Рабочий и колхозница», который установлен неподалеку от станции метро ВДНХ в Москве.
Любители советского кино наверняка обращали внимание, что памятник «засветился» в заставке киностудии «Мосфильм». Наряду с кремлевскими звездами он стал символом важной эпохи в жизни страны. Я - известный в кругу друзей киноман, пересмотрела десятки советских фильмов, но на «Рабочего и колхозницу» внимания почему-то не обращала.
Детство Веры Мухиной
Вера Игнатьевна Мухина родилась в Риге в 1880 году в купеческой семье и прожила относительно долгую жизнь – 64 года. За это время она получила звание академика и Народного художника СССР и всего за 11 лет пять раз стала лауреатом Сталинской премии. Таких высот и признания добивались немногие творцы тех времен.
Рано потеряв мать, Вера оказалась в Феодосии и прожила в этом крымском доме вплоть до своего 12-летия. Отец, опасаясь дурного влияния сырого и холодного рижского климата (мать Веры скончалась от туберкулеза), отвез маленькую Веру с сестрой на юг. Именно здесь, на теплом побережье, Вера начала осваивать азы рисования. Ее отец, Игнатий кузьмич, был неплохим художником и успешно копировал картины Айвазовского, поэтому в первых рисунках будущего скульптора прослеживается морская тема. Девочки прожили в Феодосии несколько лет, пока не стали круглыми сиротами: скончался и горячо любимый отец. Дом детства снова пришлось покинуть.
Сестёр приютили родственники из Курской губернии. После окончания гимназии девушки уехали учиться в Москву. Там Вера начала брать уроки у знаменитых художников того времени. Жили сестры в самом центре города в Пречистенском переулке. Сейчас перед невысоким каменным домом установлен памятник Вере Мухиной.
Роковой случай
В 23 года девушку постигло несчастье: проводя зимние каникулы у родственников на Смоленщине, она неудачно съехала со снежной горки на санках и врезалась в дерево, которое отсекло ей нос. Вера перенесла более 8 пластических операций, но лицо ее стало более грубым и о балах, которые юная художница любила всей душой, ей пришлось забыть. Фотографий Веры Мухиной в молодости почти не сохранилось, однако даже на более поздних видно, что она, несмотря на травму, была очень красивой женщиной.
Этот роковой день Вера впоследствии называла самым страшным и одновременно самым счастливым в своей жизни, потому как он перевернул всю ее дальнейшую судьбу. Последнюю операцию Вере решили сделать в Париже, там дела с пластической хирургией обстояли лучше, чем в России. Таким образом девушка осталась во Франции, чтобы продолжить учебу. Поступок по тем временам – 1912 год – неслыханный. Тогда молодые барышни не путешествовали в одиночку, но Вера была непреклонна. В Париже она прожила два года, занимаясь скульптурой у ученика знаменитого Огюста Родена – Эмиля Бурделя. После уехала в Италию, чтобы познакомиться с итальянской культурой (в этом я очень понимаю Веру Игнатьевну: где еще вдохновляться искусством, как не в Италии?).
Война и любовь Веры Мухиной
Когда Вера вернулась в Москву, началась Первая Мирой война, и девушка пошла работать медсестрой. В военном госпитале она познакомилась с молодым талантливым врачом Алексеем Замковым, и через четыре года они поженились (Вере на тот момент было 29 лет). На этой фотокарточке Алексей Андреевич крайний справа.
Свою любовь они пронесли через всю жизнь. Вера считала Алексея очень красивым и вместе с тем мужественным, и супруг часто позировал ей. Между прочим, руки колхозницы из известного монумента Вера вылепила , вдохновившись руками мужа.
Однако на долю Веры и Алексея выпало много неприятностей. Был в их судьбе даже неудачный побег из России (Алексея незаслуженно обвинили в шарлатанстве), а после – ссылка в Воронеж на три года. Вернуться в Москву и восстановить честную фамилию паре помог Максим Горький, он был пациентом Замкова и очень его уважал. Думаю, немалую роль здесь сыграло и расположение Иосифа Сталина к Горькому. В этом кадре Вера Мухина с супругом. Кажется, они даже чем-то схожи внешне.
После Октябрьской революции Вера Игнатьевна принимала участие в так называемом «Ленинском плане монументальной пропаганды». Он заключался в том, что скульпторы получали государственные заказы на городские монументы. Новые власти считали скульптуру важным агитационным средством коммунистической идеологии.
Рабочий и колхозница
В рамках этого плана Вера и еще четыре советских скульптора получили заказ на создание монумента для Всемирной выставке в Париже в 1937 году. Эскиз Мухиной комиссия признала лучшим. Советский павильон на выставке проектировал архитектор Борис Иофан (он же занимался строительством знаменитого московского Дома на набережной, подробнее о котором можно прочитать здесь. В этом кадре Вера Игнатьевна и Борис Михайлович за совместной работой: архитектор разрабатывал композиционное решение монумента, а Вера воплощала его в жизнь из нержавеющей стали.
Так началось создание самой известной работы скульптора – памятника рабочему и колхознице. Композиция должна была олицетворять молодое советское государство, динамичное и свободное. Общая высота монумента составляла более 50 метров (30 из них приходилось на пьедестал). Замысел Мухиной заключался в том, чтобы разместить скульптуру на выставке лицом к солнцу. Таким образом она хотела достичь эффекта сияния и легкости: пусть зрителям кажется, что колхозница с рабочим летят над толпой!
Забавно, но в детстве я была уверена, что этот памятник называется «Рабочие колхозницы». Впрочем, это было недалеко от реальности.
Французские критики высоко оценили работу советских мастеров, а испанский художник Пабло Пикассо отозвался о монументе так: «Как прекрасны советские гиганты на фоне сиреневого парижского неба...». Говорят, француженкам так понравилась скульптура, что они просили советское правительство оставить рабочего с колхозницей в Париже, однако после окончания выставки монумент разобрали и увезли в Москву. Для транспортировки потребовалось почти 30 вагонов.
По пути едва ли не половина деталей была разрушена, и памятник пришлось восстанавливать. Изначально его хотели установить на Рыбинской ГЭС, но потом от этой идеи отказались и «поселили» рабочего и колхозницу на ВДНХ, которая к тому моменту только открылась. Расположение выбрали не самое удачное: солнце било паре в спину, и это убило творческий замысел Мухиной. Вере Игнатьевне выбранное для монумента место не понравилось. Сейчас любой желающий может приехать на ВДНХ и вживую полюбоваться символом ушедшей эпохи.
Что еще создавала Вера Мухина
Помимо скульптуры Вера занималась дизайном одежды и бытовым дизайном. Иногда ей приписывают создание знаменитого граненого стакана, хотя на самом деле Вера доработала его форму, создав узнаваемый предмет советского быта. Такие стаканы были во всех столовых страны, а сейчас встречаются в поездах дальнего следования и не только. Пожалуй, граненый стакан стал одним из самых массовых предметов советского бытового дизайна.
Мухина совместно с модельером Надеждой Ламановой выпустила альбом под названием «Искусство в быту». Там советские модницы находили выкройки одежды. Все модели отличались простотой в исполнении и практичностью. Было там и пальто из солдатского сукна, и платье-трансформер, а еще – кафтан из вышитых полотенец. На мой взгляд, получился прекрасный образец этнического стиля в СССР.
Москвичи наверняка обращали внимание на памятник Петру Ильичу Чайковскому около Консерватории на Большой Никитской улице. Так вот, его автор – тоже Вера Мухина. Особенно хорошо здесь в конце весны, когда зацветает душистая сирень.
А у студентов есть поверье, что ноты на пюпитре Чайковского приносят счастье и удачу. Говорят, при реставрации памятника рабочие не досчитались нескольких.
Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что Вера Мухина – одна из величайших женщин-скульпторов не только России, но и всего мира. Если вы заинтересовались ее судьбой, нелишним будет посетить музей ее имени в Феодосии.
Что посмотреть в музее Веры Мухиной в Феодосии
Музей показался мне совсем небольшим, но здесь все равно очень атмосферно. Особенно понравится архитекторам, художникам и будущим скульпторам, разумеется.
Приятно удивило, что сотрудники по фотокарточкам и рассказам потомков воссоздали комнату Веры Игнатьевны, в которой она жила до 12 лет, пока находилась в Феодосии. Почти вся мебель здесь – подлинная и относится к началу 20 века. Другой зал представляет собой мастерскую скульптора. Там можно посмотреть на инструменты, которыми работала Мухина и благодаря которым создавались ее шедевры.
Помимо прочего в феодосийском музее представлены макеты «Рабочего и колхозницы» (и даже изображение монумента в разрезе!) и нескольких других проектов, а еще – фотографии из семейных архивов, газетные вырезки и личная переписка Веры Игнатьевны.
Музей открыт ежедневно, кроме понедельника и воскресенья, с 10 утра до 17 часов дня. Входной билет для взрослых – 100 рублей, детский – 50. Если попадете на экскурсию к смотрительнице музея Ирине Николаевне, считайте, вам повезло – человек предан своей работе и рассказывает с душой.
Подробности лучше уточнять по телефону: +7-36562-3-92-52.
Между прочим, в Риге тоже есть музей имени Веры Мухиной. Но если быть точной, это всего лишь комната на первом этаже дома по адресу: ул. Тургенева, 23. Именно здесь находилось родовое «гнездо» Мухиных: дом построили в начале 19 века предки Веры Игнатьевны. Здесь же родилась и Вера Игнатьевна.
Как добраться до музея Веры Мухиной в Феодосии
Феодосия – город небольшой (меньше 70 000 жителей), и добираться до музея проще всего пешком. Расположено здание по адресу: ул. Федько, д. 1.
Хорошим ориентиром станет кинотеатр «Украина» (находится через дорогу от музея, остановка так и называется – кинотеатр «Украина») или Казанский собор – он расположен всего в 300 метрах от музея (ул. Карла Маркса, 52). Если вдруг запутаетесь, спрашивайте местных, они точно подскажут дорогу: музей Веры Мухиной – место популярное в Феодосии.
Если вы решите посетить музей после отдыха на пляже, то удобнее всего идти от Первого городского: все время прямо по ул. Генерала Горбачева. После поверните направо, на ул. Федько.
Кого вдохновляла Вера Мухина
Здание музея Веры Мухиной выглядит сейчас так. Во время реставрации центра города власти сохранили старинный фасад, хотя издалека это просто многоэтажный жилой дом.
Надеюсь, что посещение музея Веры Мухиной вдохновит вас на творчество и новые свершения. Ведь и Вера Игнетьевна зачастую становилась источником вдохновения для художников того времени. Вот, например, ее портрет кисти Михаила Нестерова. Он запечатлел скульптора в процессе работы и сумел передать решительные черты лица, динамичные движения и сосредоточенность. Михаил Васильевич называл лицо Веры очень русским.
А я, например, после посещения музея попробовала, наконец, рисовать, и уехала путешествовать дальше по Южному Берегу Крыма. Но это уже совсем другая история.