Крепость Аланьи (по-турецки Alanya Kalesi) – это, без преувеличения, главная достопримечательность чудесной и любимой туристами Аланьи. Конечно, практически каждый посетитель этого города осматривал старинную Аланийскую крепость XIII века. Сдаётся мне, что не все при этом испытывали сильный исторический интерес к руинам. Просто крепость находится в самом центре курорта и не нужно ничего специально предпринимать, – ноги сами приведут к её стенам во время одной из прогулок по городу.
Я не очень люблю все эти фортификационные сооружения, но в крепости Аланьи была уже дважды, и мне понравилось. Я и просто побродила между древних стен с современными домиками на территории укрепления, и поднялась в музей под открытым небом. Посмотреть есть на что – средневековый док, 33-х метровая восьмиугольная башня, смотровая площадка с неповторимыми видами города в обе стороны… Расскажу обо всём подробнее.
Где находится крепость и как до нее добраться
Крепость Аланьи расположена на полуострове Чиларда-Бурню, вдающимся в Средиземное море на полтора километра.
На карте это хорошо заметно, но, конечно, вот так невозможно оценить виды, которые открываются в обе стороны, когда стоишь на смотровой площадке крепости. Я бы только за одной такой панорамой поднялась сюда ещё раз.
Я говорю, что крепость Аланьи – это центр города, хотя географически она находится в некотором отдалении от него, севернее от главной артерии – бульвара Ататюрк. Но так уж получилось, что основной поток туристов направляется сюда – к пещере Дамлаташ, пляжу Клеопатра, центральной набережной Аланьи. А посреди всей этой красоты стоит Аланийская крепость.
Главные её сооружения и музей под открытым небом находятся на самом верху холма, на высоте 250-ти метров. Кроме того, к достопримечательностям крепости относят Кызыл Куле (Красную башню) и средневековую судоверфь.
На карте вы можете видеть, что все они расположены на некотором отдалении друг от друга. Но это небольшое расстояние, которое можно быстро и удобно преодолеть, попутно наблюдая за жизнью местных среди древних стен. К Красной башне и судоверфи можно удобно пройти прямо с набережной. Более того, рекомендую подобраться к ним и в вечернее время – башня и док красиво подсвечены.
А осмотр замка и крепостных стен лучше начать с самой вершины. Туда можно добраться так:
- На личном авто. Тут вообще никаких трудностей нет. Если взять за отправную точку центральный автовокзал Алании, то минут через двадцать вы уже будете на холме. Сначала надо выехать на улицу Шейха Шамиля (Seyh Samil), с неё свернуть на бульвар Ататюрк, а потом выехать на улицу, ведущую к крепости (Kaleyolu). Вдоль дороги будут встречаться указатели, так что не запутаетесь. Дорога вьётся по холму, на каждом повороте виды, как с открытки. Покрытие отличное, пройдет любая машина. Только учтите, что в некоторых местах дорога узкая, да и ехать надо медленно – вокруг жилые дома и много пешеходов.
На автобусе. Я ещё буду уговаривать вас пройтись пешком по территории крепости и зайти в жилые дворики, закоулки, тупики, чтобы увидеть настоящую Турцию. Но соглашусь, что при ограниченном времени или в жару на Аланийскую крепость лучше подниматься на автобусе. Общественный транспорт в стране очень хороший. Комфортабельный автобус довезёт вас на самый верх минут за 15. Это при условии, что вы садитесь на автобус №4 возле пещеры Дамлаташ. Вообще, маршрут №4 – единственный на крепость. Он начинается у центрального пятничного рынка (Cuma Pazari Merkez), идёт к пещере Дамлаташ и уже потом поднимается наверх к замку.
Выходить надо на конечной остановке. Вы остановитесь практически перед входом в замок. Стоимость проезда – чуть меньше 1$. На автобусе №4 будет табличка с надписью «KALE». Вот более подробная карта с маршрутом.
- Пешком. Если б я сейчас ещё раз посещала крепость с друзьями, например, а погода была бы не очень жаркой, то мой выбор точно бы пал на пешую прогулку. При этом можно сразу посетить все «жемчужины» Аланийского побережья. Начните прогулку с полезного визита в восхитительную пещеру Дамлаташ. А уже от неё поднимайтесь на вершину по улице Kale. Идти 3,2 км, по времени это займёт около часа. По дороге будут встречаться указатели, да и ничего сложного – улица и переводится с турецкого как «замок» и упирается в главный вход музея. По дороге будут встречаться магазинчики и кафе/рестораны.
После осмотра крепостных сооружений на самой вершине, продолжаем прогулку по полуострову. Теперь надо спускаться по тому же пути. Советую отклоняться от главной улицы и нырять в дворики. Обратную дорогу можно спросить у местных. Просто удивительно, что возле такого туристического места и древних стен живут совершенно обычные турки со своими семьями. Когда вы выйдете на пересечение Kale с улицами Meltem и Helvaci, – сворачивайте на последнюю и продолжайте спуск к башне Кызыл Куле. На этом участке вид на горы и порт…
От башни можно пройти к доку. А закончить прогулку надо на городской набережной, и лучше сделать это ближе к вечеру. Так вы сможете оценить красивую подсветку крепости. Вот примерная нить маршрута к Красной башне. Идти около 3 км.
История возникновения крепости в Аланьи
Крепостные стены и сам замок были возведены в XIII веке Ала ад-Дином Кей-Кубадом I. Этот сельджукский султан был очень хорошим дальновидным правителем. Именно при нём Сельджукский (Конийский) султанат достиг своего наибольшего рассвета.
Что касается Аланьи и её крепости… В 1221 году Ала ад-Дин захватил Калонорос – важнейший стратегический пункт на Средиземном побережьи. На месте уже существующих укреплений византийского и римского периодов султан отстраивает ещё более прочные и высокие стены, увеличивая протяжённость крепостных сооружений. Калонорос – это и есть старое название Аланьи. Город был переименован в честь Ала ад-Дина и назван Алайе, что позже стало знакомой нам Аланией.
В 1224-26 годах султан возводит башню Кызыл Куле. Она и сейчас поражает своей основательностью и прочностью, а на то время Красная башня была отличной защитой от врагов и одновременно опорой для других стен. Примерно в то же время (1228 год) возводится сухой док. Это было очень важное строение, ведь благодаря ему у султана появилась возможность контролировать оба моря – Чёрное и Средиземное. Ещё одна судоверфь была на Синопе. В общем, Ала ад-Дин прилично укрепил Аланию, к тому же это была его зимняя резиденция.
Строение крепости
Думаю, было бы интересно остановиться подробнее на том, как же выглядела Аланийская крепость и главные её постройки в далеком XIII веке. Это особенно актуально по печальной причине того, что большая её часть реконструирована, а то, что сохранилось, лежит в развалинах. То есть очень сложно представить простую жизнь аланийцев того времени, а так хотелось бы…
Крепость строили около 12-ти лет. За это время было возведено:
- 6,5 км двойных крепостных стен со 140 башнями,
- замок на самой вершине,
- Красная башня,
- мечеть Акшебе Султана и мечеть Сулеймана Великолепного,
- уникальный сухой док.
Всё это пространство вмещало в себя 400 жителей. Стены возводились из сверхпрочного раствора и могли выдержать обстрел из пушек. А из отверстиях в самих башнях на осаждающих выливали смолу. По всей территории крепости было расположено несколько сотен подземных водоёмов. Говорят, что было больше десятка ворот, соединяющих Аланийскую крепость с внешним миром, но уцелели лишь немногие из них.
Крепость разделена на три части. В самой верхней расположен замок, а внизу – Красная башня. Раньше среди защитных стен жило всё население города. Что же было внутри самых интересных строений:
- Замок или Ич Кале. На западной вершине полуострова находится бастион, в котором размещались самые важные постройки крепости – монетный двор, резиденция султана, арсенал, большие цистерны. Со стороны моря были отвесные обрывы, а над ними постоянно несли стражу сельджуки возле бойниц. Тут же находили и свидетельства наличия средневековых бань, торговой площади, мечети. Самая древняя постройка – византийская церковь Святого Георгия IV-V веков нашей эры. Сейчас за посещение территории Ич Кале надо платить.
- Кызыл Куле или Красная башня. Это замечательный пример средневековой военной архитектуры. Причём башня является самым старым сохранившимся строением сельджуков в городе. Для её возведения султан пригласил архитектора из Сирии. Тот использовал в строительстве красный кирпич, что и отразилось на названии сооружения. Высота башни 33 метра, диаметр – 29 метров, а каждая стена протянулась на 12,5 метров. У строения восемь углов и пять этажей. К вершине ведут каменные ступени, которых насчитывается под 90. Внутри расположен резервуар. Красная башня носила важную оборонительную функцию, прежде всего – защита порта и доков. Сейчас в её стенах расположился этнографический музей.
- Судоверфь Аланьи. Итак, сухой док сделал мечту Ала ад-Дина явью – он стал «султаном двух морей». Здание судоверфи вытянулось на 56,5 метров (если смотреть с моря), его ширина – 44 метра. Внутри находится пять камер с очень красивыми стрельчатыми арками. Длина камеры – почти 8 метров , при этом каждая из них уходит на 42 метра в глубину. В одной из камер есть высохший колодец, а по сторонам судоверфи разместились мечеть и сторожевое помещение. Сейчас вход на эту достопримечательность платный.
Посещение музея под открытым небом
Вся территория крепости представляет собой музей под открытым небом, вот только за посещение некоторых его частей прийдётся заплатить. И именно на этих участках находятся самые сохранившиеся части построек времени сельджуков.
Как добраться до замка на вершине, Красной башни и сухого дока, я уже рассказала. Именно эти достопримечательности будут самыми интересными, и за них надо платить.
За посещение замка билет продается отдельно, а вот для Кызыл Куле и судоверфи есть комплексный. За осмотр двух этих мест вы отдадите 2$, что где-то на 1$ меньше, чем если бы вы заплатите отдельно вход в каждое.
Кстати, можно взять и такой вариант билета – Кызыл Куле + Судоверфь + пещера Дамлаташ. В этом случае все три достопримечательности обойдутся в 3$, а не в 5$ (если считать по отдельности). Единый билет можно купить в кассе любого из перечисленных мест.
Замок
Это самая большая часть расходов на билеты при посещении Аланийской крепости. Стоимость для одного взрослого – 5$ (15 турецких лир). На здании кассы нет информации насчёт скидок для детей, но на деле оказалось, что ребёнок 13-ти лет прошёл за цену в 50% от полной.
Территория замка открыта не всегда. С апреля по октябрь она принимает посетителей с 8 утра до 7 вечера, а с ноября по март с 8 утра до 5 вечера.
Оплатив вход, вы заходите через большие ворота и оказывается перед ровной широкой площадкой с остатками разных стен и строений. Вся территория – это гравийные площадки, перила, кипарисы и высокие деревья с хвойными шапками.
Слева от входа очень много древних цистерн-колодцев. Все они забраны решётками, но кое-где ещё можно рассмотреть внутренние переходы и остатки воды. Кстати, некоторыми колодцами на территории крепости пользуются до сих пор.
Советую при входе свернуть налево, пройти колодцы и двигаться вдоль крепостной стены. Так можно почувствовать себя средневековым жителем здешних мест. Проходы довольно узкие.
В итоге вы выйдете на моё любимое место замка – смотровую площадку. Отсюда в две стороны открывается удивительный вид на море.
Хоть место и красивое, с ним связаны весьма кровопролитные истории. Некоторые экскурсоводы говорят, что жаждущий зрелищ султан предлагал приговоренным на казнь своеобразный выбор – быть казнённым палачом или спрыгнуть с этого места в море. Якобы долетевшим до воды могла быть дарована свобода. Но огромная высота и скалы внизу свидетельствуют о том, что это был лишь выбор варианта лишения жизни.
Другие гиды придерживаются иной версии. В их варианте заключённых не кормили и не поили за три дня до казни, после чего давали им три камня и предлагали кинуть со смотровой площадки по направлению к морю. Если хоть один камень долетал до воды, то приговоренного к смерти отпускали.Но свидетельств этому нет.
Пройдя дальше вдоль стены, вы увидите арсенал, а позже – красивый византийский храм 4-5 веков.
Да вот и всё, наверное. Территорию замка можно обойти минут за тридцать. При этом для меня главной достопримечательностью были не остатки сельджукских строений, а потрясающие виды. С другой стороны, часть крепости находилось под реконструкцией и, может быть, посещение Ич Кале станет интереснее, когда её закончат. Решайте сами, стоит ли подниматься сюда и платить за вход ради видов и нескольких сохранившихся строений.
Кызыл Куле
С 1979 года Красная башня открыла свои двери в качестве этнографического музея Алании. На первом этаже проводятся разные выставки. Из экспозиции можно узнать об истории города и самой башни.
Вход открыт с 8:00 до 12:00 и с 13:30 до 17:30. В понедельник башня закрыта – выходной. Стоимость посещения музея и самой башни – около 1$.
Кызыл Куле – признанный эталон средневековой архитектуры подобного предназначения, причём она отлично сохранилась. Здесь вы можете прикоснуться к кладке XIII века. Да и вид на порт отличный. В центре башни вы увидите столб-колодец. Дальше по нескольким уровням, соединённым лестницами, можно подняться на самый верх. Вы окажетесь на открытой площадке с зубцами (как раз её и видно на фото выше). Обойдите ее по кругу и оцените вид с верхнего яруса на крепость, остатки древних строений, море и набережную.
Судоферфь
Изображение сухого дока и Красной башни можно увидеть на многих открытках и другой сувенирной продукции, посвящённой Аланьи. Мне и самой очень нравится вид его арок с воды.
Это исторически важное строение находится совсем рядом с Кызыл Куле. От башни к доку можно пройти по одной из крепостных стен.
Судоверфь отлично сохранилась, а внутренние просторы ничуть не уступают её виду с моря. Как вы помните, там есть пять камер. В них на сухом участке строились корабли, потом тут же спускались на воду. Кстати, при проектировании судоверфи был выбран участок земли, на котором очень долго остаётся солнечный свет. Скорее всего это было сделано для того, чтобы иметь возможность работать дольше и выпускать больше кораблей.
Реставраторы и музейные работники постарались придать месту настоящий дух кораблестроительства. Так, в каждой камере-мастерской есть предметы, относящиеся к работе в верфи в то время. Где-то есть остов корабля, в другом помещении стоят механизмы для подъёма и спуска готово судна на воду, дальше – инструменты и простые навигационные приборы. Кажется, будто работа остановился совсем недавно.
Стоимость посещения – чуть больше 1$ (4 турецкие лиры). Работает судоверфь ежедневно с 9 утра до 7 вечера.
Заключение
Вся территория крепости в Аланьи – большой музей под открытым небом. Мне понравилось просто бродить среди древних стен и представлять себя одним из средневековых жителей. Как ни странно, среди всех этих развалин очень уютно и спокойно. А про виды с площадки на вершине замка Ич Кале я буду помнить всегда, вспоминая про море и Аланию.
Башня Кызыл Куле впечатляет своими размерами, формой и красивой кладкой. Если хорошо владеете английским, можно узнать много интересного об истории города и крепости, бродя по музею.
Средневековый док тоже не оставляет равнодушным никого. Отличное сочетание необычных ракурсов и познавательной информации при посещении.
Мне очень понравилась крепость в Аланьи, при этом я никогда особо не интересовалась историей. Единственное, что не порадовало – высокая стоимость посещения замка (в сравнении с другими достопримечательностями) при том, что смотреть там особо не на что.
И ещё раз – пожалуйста, совершите самостоятельную прогулку по крепости, чтобы получить неповторимые впечатления от этого места и посмотреть с новых ракурсов на красивую Аланию.